РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра лингвистики Лян Сяочао «Лексико-семантическая группа русских глаголов эмоционально-оценочного отношения (функционально-семантический аспект)» Тема исследования безусловно актуальна, имеет практическую значимость. Семантика корректного выражения эмоционально-оценочного отношения является темой данной магистерской диссертации, а функционально-семантический подход и соответствующее описание языковых единиц дает автору возможность рассмотреть их в парадигматическом, синтагматическом и грамматическом аспектах. В первой главе, опираясь на работы Ф.П. Филина, Л.А. Новикова, В.И. Кодухова, В.И. Половниковой, И.П. Слесаревой, Э.В.Кузнецовой, Л.М.Васильева, Ю.Д.Апресяна, Т.Н.Денисова и др., автор рассматривает основные теоретические вопросы изучения и описания лексики, ЛСГ как объекта лингвистического исследования, понятия синонимии и роли глагола в лексической системе русского языка. Автор знаком с обширной научной и методической литературой и хорошо владеет материалом. Автор демонстрирует не только реферативный обзор научных работ, а самостоятельное, осознанное его изложение и обоснование своей точки зрения на конкретные лингвистические понятия и определения. Вслед за И.П. Слесаревой, автор работы понимает ЛСГ как объединение слов, имеющее одинаковый статус и однородность смысловых отношений, в частности, смысловая близость по синонимическому типу. Последовательно рассматривается парадигматическая структура ЛСГ, ее полевый характер, ядро и периферия (термины, специальная лексика, стилистически маркированные единицы). Во второй главе автор от общих положений переходит к определению состава и классификации ЛСГ глаголов эмоционально-оценочного отношения, что и является целью исследования. В результате анализа семантики глаголов автор приходит к заключению, что данная ЛСГ включает девять синонимических рядов, которые состоят из 50 глаголов. Это глаголы как отрицательного, так и нейтрального и положительного отношения. Для анализа были выбраны три синонимических ряда, образующие ЛСГ положительного эмоционально-оценочного отношения. Сам анализ отличается многоаспектностью и детальным описанием различий в функционировании и семантике отобранных глаголов. Для анализа автор использовал толковые словарей русского языка и данные «Национального корпуса русского языка», что обусловило достоверность выводов. Многочисленные таблицы представляют материал в удобном для описания виде. Заявленная цель и поставленные задачи исследования выполнены. Итоги работы нашли отражение в выводах, таблицах, каждая из которых озаглавлена. Проверка на плагиат в системе «Blackboard» выявила 6% текстовых совпадений, представляющих собой: 1) корректное цитирование с указанием источника — с заключением в кавычки и без заключения в кавычки (пересказ содержания цитаты), 2) клише научной речи и термины, 3) цифровые знаки композиционной структуры работы (1.1.2), указания на выходные данные (названия городов, указания страниц), 4) фамилии ученых, названия публикаций (в основном в разделе «Использованная литература»), 5) ссылки на использованный в работе материал, размещенный на сайтах интернета. При чтении работы возникли некоторые пожелания и вопросы. К пожеланиям относится то, что часть таблиц могла бы быть оформлена более компактно или перенесена в приложение, где они были бы уместны, а объем работы сократился бы до нормы. Вопрос такой: 1. Почему для анализа были выбраны глаголы положительного эмоционально-оценочного отношения? Высказанные пожелания не влияют на общее положительное впечатление от работы. Выпускная квалификационная работа магистра лингвистики Лян Сяочао представляет собой законченное и самостоятельное исследование, которое соответствует требованиям, предъявляемым к подобным работам, и заслуживает высокой положительной оценки. 19.05.2016 Мальцев И. В. к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы (Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»)