Отзыв научного руководителя на магистерскую диссертацию Дин Явэй "Популистский дискурс в теории и практике сюрреализма" Магистерская диссертация Дин Явэй - первая в отечественной историографии работа, посвященная популистским аспектам теории и практики сюрреализма. Исследование риторических систем подобного рода давно уже относится к числу магистральных направлений в современном западном искусствознании, однако в российской науке работы данного типа все еще являются большой редкостью. Диссертация Дин Явэй принадлежит к числу междисциплинарных исследований этого плана, позволяющих еще раз испытать на прочность старую оппозицию "авангард-китч", дифференцируя различные механизмы функционирования элитистских и популистских стратегий в сфере искусства. Как известно, западное искусствознание долгое время склонялось в пользу "элитистской", "формалистической" интерпретации современного искусства, отчасти вызванной к жизни идеологическим противостоянием эпохи холодной войны и стремлением заретушировать "жизнестроительные" импульсы авангардистской эстетики, в той или иной степени созвучные тоталитарным движениям ХХ века. Впрочем, "реальность", открывшаяся исследователям на рубеже ХХ - ХХI вв. - на новом этапе развития современного искусствознания, оказалась сложнее любых существовавших на тот момент теорий: совсем недавно казавшиеся "немыслимыми" формы взаимодействия культурной и политической истории прошедшего столетия требовали новых интеллектуальных инвестиций. Именно эта проблематика и находится в фокусе исследования Дин Явэй. Конечно, не все приведенные автором примеры убедительны в равной мере, не все нюансы этой сложной, многогранной темы учтены или тщательно разработаны в диссертации, тем не менее актуальность и правомерность подхода Дин Явэй не вызывает сомнений. Структура диссертации, выбор ключевых тем представляются обоснованными и логичными. Работа содержит большой эмпирический материал и необходимые теоретические инверсии. Автор использовал новейшую литературу о феномене популизма в общественной и культурной жизни ХХ века, что, несомненно, способствовало более тонкой настройке методологического аппарата исследования. Доктор философских наук, кандидат искусствоведения, доцент, Профессор кафедры истории западноевропейского искусства СПбГУ Рыков Анатолий Владимирович