Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ИСКУССТВ Направление 072200 «Реставрация» ОТЗЫВ РУКОВОДИТЕЛЯ НА МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ Студента магистерской программы «Реставрация предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства» факультета искусств ПЕВЦОВОЙ Кристины Олеговны «Оформление дверных проёмов неорококо в интерьерах Санкт-Петербурга второй половины XIX века». Руководитель старший преподаватель кафедры реставрации, научный сотрудник энциклопедического отдела Института филологических исследований Филологического факультета СПБГУ, заместитель главного редактора энциклопедии «Три века Санкт-Петербурга» Яранцев Владимир Николаевич. Целью работы К. О. Певцовой является исследование приёмов декорирования дверных заполнений в интерьерах неорококо, созданных в период с 1830-x по 1910-е годы. Объектом и предметом исследования является исследование оформления всех компонентов дверных заполнений — дверных створок, откосов, десюдепортов. Исходным толчком работы была работа автора по расчистке дверных полотен Зелёной гостиной в особняке Набоковых, в ходе которого была обнаружена роспись на дверях. Такая отделка дверей не была отмечена в интерьерах петербургского неорококо, что и вызвало стремление определить степень ее уникальности. В результате исследования была создана полная типология оформления дверей в неорокайльных интерьерах. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии (87 наименований) и четырех приложений. В первой главе рассмотрены стиль Рококо XVIII века, его место в общекультурном и художественном процессе, проанализированы интерьеры Рококо в разных странах Европы и в России, отмечены его характерные черты. Автор следует современным концепциям, полагающим Рококо в числе «великих» стилей, охватывающих все стороны жизни, а не как декоративную прихоть. В этой же главе анализируется возрождение форм Рококо в XIX веке — феномен Неорококо, самого распространенного из исторических стилей. Рассмотрены отличительные особенности Неорококо от Рококо XVIII века. Во второй главе содержится систематизированный анализ оформления дверных проемов Неорококо. Отдельно рассмотрены все структурно значимые позиции — дверные полотна, откосы, наличники, десюдепорты. В результате описаны все характерные приёмы оформления дверей и плоскостей над ними, во всех аспектах — от способов крепления десюдепортов, включая их формы, вплоть до мотивов и сюжетов рельефов и живописных панно. В частности, автор обращает внимание на смысловые аспекты декора, показывая, как с возрождением форм Рококо архитекторы и художники обратились и к давним мотивам аллегорического декора в духе XVIII века. «Иконологический лексикон» фигурирует в библиографии, а анализ декора зала в особняке князя Горчакова (1910-х годов), где красавицы в десюдепортах неожиданно оказались аллегориями стихий (казалось бы, забытых, в отличие от «Времен года» и им подобных тем) — поучительный пример, что декор — это не «цветовые пятна». Третья глава — это анализ типов декора дверей и десюдепортов, классифицированный по типам назначения интерьеров на шесть групп: парадные залы, гостиные, дамские и мужские покои, столовые с буфетными, лестничные пространства, театрально-концертные залы с фойе. Это новый плодотворный подход, так как назначение помещений отражается с содержательных мотивах декора (что очевидно, но практически не описано), но также и, определяя размеры помещения, отражается в масштабе и распределении формальных черт декора. Вторая и третья главы содержат ценный материал по взаимосвязям декора дверных проемов с декором стен интерьера. В диссертации исследовано более ста интерьеров, классифицированы и проанализированы конструктивные особенности дверных проемов, способы их декорирования, варианты художественной отделки и формы десюдепортов, мотивы и сюжеты рельефных и живописных композиций, связанных с дверными проёмами, связь типов и способов отделки с назначением интерьера. Приложения к диссертации содержат имеющий самостоятельную ценность богатый альбом фотографий и графических материалов по интерьерам Рококо и Неорококо (200 иллюстраций), таблицу с перечнем интерьеров Неорококо с уточненными атрибуциями и характеристиками состояния интерьеров (внимательный читатель обнаружит в ней немало позиций, обычно выпадающих из исторической памяти), таблицу с типами оформления дверных проемов и десюдепортов и ёмкий терминологический словарь-справочник по заполнению дверных проемов и их окружения с иллюстрациями. Работа К. О. Певцовой являет собою ценный вклад в изучение интерьера вообще, акцентируя внимание на тех его компонентах, которые (в отличие от плафонов, декора стен, паркетов) обычно не привлекают внимания. Ее методика может быть успешно применена и к любому стилю, и к любому компоненту интерьера, и открывает перспективы всестороннего изучения интерьеров, их истории и типологии в их функциях и декоре. Исследование заслуживает самой высокой оценки.