РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу КАПИНОС Александры Вячеславовны на тему: "ШКОЛА ИГРЫ НА КАРИЛЬОНЕ В РОССИИ" Представленная диссертация посвящена истории и становлению отечественной школы игры на карильоне — проблеме тем более актуальной, что дело касается одного из основных направлений деятельности кафедры, на которой проходило обучение автора рецензируемой работы. Диссертантка собрала разнообразные материалы о появлении карильонов и зарождении карильонного исполнительства в России петровской эпохи и о его сегодняшнем состоянии, а также об истории карильонной культуры в Западной Европе. В работе с достаточной подробностью представлены семь основополагающих западноевропейских и американских методик обучения игре на карильоне. Сопоставляя их установки, существенные акценты и особенности, адресата и дидактический материал, автор демонстрирует видение всего спектра проблем карильонного исполнительства. Естественно, что особое место в диссертации занимает фигура профессора Йо Хаазена, выдающегося организатора, исполнителя и педагога, разработавшего собственную методу обучения и уже вырастившего поколение молодых российских карильонистов. Список русскоязычной литературы по теме диссертации весьма скромен в силу объективных причин, на что автор специально обращает внимание во введении. Работы на иностранных языках, помимо подробно рассматриваемых методических изданий, отобраны так, чтобы дать представление о месте карильона в культурной жизни разных стран, о национальных школах игры на этом инструменте, а также о кампанологии в той её части, которая относится к карильонам разного вида и строения. Фактологические, методические и иллюстративные материалы по карильонной проблематике, собранные под одной обложкой, позволяют составить достаточно чёткое и объёмное представление об истории и бытовании карильона, о его соотношении с родственными инструментами (курантами и колоколами), о его функциях в общественном обиходе и т. п. Определённую познавательную ценность имеет также рассмотрение существующих в мире методик обучения игре на карильоне. Всё в целом, будучи тщательно от¬редактировано и приведено в надлежащий порядок, может служить полезным пособием к курсу истории и теории карильонного исполнительства. Но для такого результата потребуется немало усилий, как оформительских (набор нотных примеров, улучшение качества иллюстраций, упорядочение содержания и включение в него номеров страниц, приведение в должное состояние списка литературы), так и весьма существенных редакторских (исправление грамматических ошибок, согласование падежей, восстановление пропущенных слов и избавление от повторов, а заодно и от разговорного стиля, наконец, верная расстановка кавычек при цитировании методических изданий и своевременные к ним отсылки). Эти недочёты заметно снижают качество текста; однако содержательные его достоинства, его информативность и заложенный в нём методический потенциал отвечают требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям. Полагаю, что рецензируемая работа может быть оценена положительно. Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки СПбГК имени Н. А. Римского-Корсакова К. И. Южак