Рецензия на выпускную квалификационную работу магистра филологии Фельзингер Л. В. «Постапокалиптические мотивы в современной американской культуре: литература и кино» Изучение самосознания современного человека и общества является приоритетной задачей науки и определяет актуальность темы этой ВКР. Объектом ее исследования является роман современного американского писателя К. Маккарти «Дорога», а предметом – апокалиптические мотивы, формирующие основу как сюжета романа, так и психологического мира и поступков персонажей. Ее новизна заключается не столько в новизне материла (как отмечает автор работы на с.4), сколько в интердисциплинарном и интермедиальном подходе, который позволяет представить изучаемую проблему в рамках не только литературоведческого, но и философского дискурса, представить ее на материале как литературных, так и кинематографических текстов. Структура работы продумана и логична. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения и списка литературы, включающего 91 наименование, из которых более 40 – на английском языке. В первой главе работы автор анализирует понятия апокалиптика и эсхатология характеризует генезис и специфику мировоззрения американского общества. Во второй главе исследуется проблема постапокалиптики в американской литературе и кинематографе, а третьей анализируется роман К. Маккарти «Дорога» как пример деконструкции и переосмысления постакалиптического сюжета. Эсхатологичность и апокалиптичность мышления являются важными элементами религиозной картины мира во многих культурах (античной, германской, иудейской, христианской и др.). Из религиозной сферы эти мотивы проникают в культуру художественную, а также в массовое сознание. Л.В. Фельзингер показывает, что современная культура такой внешне благополучной и процветающей страны как США изобилует апокалиптическими мотивами. В своей работе автор пытается раскрыть причины распространения этого сюжета в американской культуре. В работе с опорой на разные (порой противоположные) точки зрения, напр., Ф. Фукуямы и Ж. Бодрийяра, анализируется те черты самосознания американцев, которые способствуют распространению апокалиптических сюжетов в культуре США. К таким чертам относятся прагматизм, мессианизм, изоляционизм, индивидуализм американцев, рационализм их менталитета (потребность в тотальном контроле), обратной стороной которого является страх перед всем стихийным и непредсказуемым: природными катаклизмами, войнами, терактами, эпидемиями и проч. Современная американская культура во многом воспроизводит глубинный разлад между природой и культурой, сознательным и бессознательным, который был выявлен и описан еще культурфилософами раннего модерна 18в. Интересным является проведенное в работе сопоставление представлений об Америке как о социальной утопии и симуляционном пространстве (Бодрийяр), мысли об природе американского изоляционизма и мессианизма, об антиисторизме американского общества, об особенностях современной трактовки апокалипсиса как принципиальной бессобытийности новейшей истории, как вечно длящегося настоящего (остановившегося мгновения), лишенного прошлого и будущего (т.н. континуальный апокалипсис), рассуждения автора о психологии масс в связи с теориями З. Фрейда, Э. Канетти, Хосе Ортеги-и-Гассета. Знание этих точек зрения демонстрирует эрудированность и широкую образованность автора работы. Вообще следует сказать, что Л.Б. Фельзингер проделала большую работу, которая позволила рассматривать роман как точку схождения разнообразных традиций, дискурсов, мировоззрений и тем. В работе творчески выполнен анализ романа Кормака Маккарти «Дорога», в ходе которого автор не только исследует имманентные характеристики романа (систему персонажей, хронотоп, основные мотивы и проч.), но описывает историю жанра апокалиптической литературы, устанавливает жанровые взаимосвязи с притчей, иеримиадой, роуд-муви, даже рыцарским романом (мотив Святого Грааля), а также с творчеством У. Фолкнера, Т.С. Элиота и Библией. Замечания к работе и вопросы к автору следующие: 1. Параграф 2.1. главы 2 имеет название: «Постапокалиптика – определение термина». Определение центрального для работы понятия, на наш взгляд, следовало бы дать еще во Введении, а не в середине работы. 2. Апокалипсис – антиномичное понятие: это не только начало новой эры (как сказано на с.13) , но и конец старого мира, Страшный суд и установление Царства Божия. 3. В работе имеются стилистические погрешности (СС. 3,5, 25, 29, 50), а также неточности в написании имен – Baudrillard (с.26) и Персиваль (Парцифаль), но не Персифаль (с.31) 4. Хотелось бы задать автору вопрос: является ли «постапокалиптическая ситуация метафорой современной жизни», как это сказано в Заключении или все-таки путем преодоления застоя современности? Данные замечания не затрагивают основного содержания этой интересной и талантливой работы, которая заслуживает высокой оценки. Рецензент д.ф.н., доцент кафедры зарубежной литературы РГПУ им. А.И. Герцена А.Л. Вольский