ОТЗЫВ научного руководителя о выпускнице магистратуры САВЧЕНКО Дарье Сергеевне Д. С. Савченко стала моей ученицей три года назад: она пришла ко мне в семинар писать дипломную работу и именно тогда впервые прикоснулась и к материалу Звукового корпуса, и вообще к проблемам коллоквиалистики. Надо сказать, что уже тогда, в этом первом соприкосновении с материалом и темой, Даша собрала такой объемный пользовательский корпус, которого вполне хватило бы не на одно исследование. И действительно, тогда мы с ней ограничились лишь одной ролью слова вроде, которое она избрала предметом своих научных штудий, – и этого с лихвой хватило на серьезное, объемное и полноценное научное исследование. Но собранный материал не пропал, он лишь пополнился – вместе с пополнением самого корпуса, ставшего его источником, – и на этот раз Д. С. Савченко дала себе волю в его описании, в поисках всех нюансов значений и функций, в порождении гипотез и попытках их доказать или опровергнуть. Как и в случае с выпускной бакалаврской работой, эти два года Д. С. Савченко работала очень увлеченно, самостоятельно и плодотворно. Сама находила нужную литературу, сама выработала форму анализа и представления материала, сама научилась видеть в нем все тонкости — семантические, структурные, функциональные. Мне опять досталась только роль читателя, критика, дирижера и еще – в самой минимальной степени – роль инициатора идей и некоторого стимулятора-толкача. Стимулировать, впрочем, пришлось, пожалуй, только собственно создание текста: сама же работа шла у Даши вполне гладко и по графику. Так, как бывает, когда делаешь интересное дело и получаешь от этого удовольствие. Даша, насколько я могу судить, это удовольствие получала. Параллельно с учебой в магистратуре, Д. С. Савченко все эти годы еще и работала – школьным учителем русского языка и литературы. Но без преувеличения могу сказать, что работе над научным исследованием это отнюдь не мешало; наоборот, новая социальная и профессиональная роль сделала Дашу только более серьезной, собранной и ответственной. Более того, все эти магистрантские годы Даша активно сотрудничала – на совершенно добровольных началах – с нашим научным коллективом, занимающимся проектом, связанным с анализом материала Звукового корпуса: занималась и поиском и записью новых информантов, и расшифровкой полученного материала, и его аннотированием. В периоды неизбежных авралов, перед сдачей годовых отчетов, мы с коллегами точно знали, что на Дашу, как и на ее сокурсников с «Полевой лингвистики», можно положиться: они отодвинут все дела, примут очередное задание и вовремя его выполнят. В этом смысле два года назад у нас был совершенно замечательный набор в магистратуру, два года мы имели отличных помощников – и Дашу в их числе, – а сейчас – совершенно замечательных выпускников. И оттого немного грустно даже их отпускать – лишаться такого надежного тыла. Что, впрочем, неизбежно: дети вырастают – и уходят. Должны уходить. Но вернусь к Д. С. Савченко. Два года назад, выступая с таким же отзывом о ней после защиты ее диплома, я посетовала, что Даше не хватило времени достойно апробировать свою работу. Сейчас же могу сказать, что этот недостаток полностью устранен: сегодня в научном «багаже» Д. С. Савченко – пять докладов на международных конференциях, в том числе в Эстонии и Венгрии, три полновесных статьи, их них две – во взрослых журналах. Одна из этих статей – по-английски, в Омском журнале «Коммуникативные исследования», вторая – в ВАКовском журнале, а третья – в Венгрии, в сборнике работ молодых филологов. Такой «багаж» можно только приветствовать, с ним не стыдно двигаться в науке дальше. Запаса идей и материала Д. С. Савченко точно хватит еще на одно – кандидатское, например, – исследование. Однако какой бы путь после магистратуры ни выбрала Д. С. Савченко, я готова поддержать ее и искренне пожелать удачи. А к сегодняшнему итоговому испытанию она, вне всякого сомнения, подошла хорошим специалистом, грамотным исследователем, которому вполне по плечу любые научные задачи. Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета СПбГУ Н. В. Богданова-Бегларян 20.05.2016