ОТЗЫВ научного руководителя о выпускной квалификационной работе Пономаренко Ирины Сергеевны «”Новая драма” Марка Равенхилла: традиции и новаторство», представленной на соискание степени магистра филологии Магистерская диссертация Ирины Сергеевны Пономаренко выполнена в рамках программы «Литература и культура народов зарубежных стран» по направлению 031000 «Филология» и написана на крайне непростую, несомненно, актуальную тему. Речь в работе идет о творчестве Марка Равенхилла, одного из ярких представителей «новой волны» в британской драматургии 1990-х годов, связанной с приходом в театр молодых авторов ― Сары Кейн, Мартина МакДонаха, Энтони Нейлсона, Мартина Кримпа и др. Всех их критики относят к движению так называемого In-Yer-Face Theatre (буквально: «театра вам-в-лицо» ― театра конфронтационного, провокационного, шокирующего). Пьесы Равенхилла давно приобрели известность за пределами Англии; в последние годы они ставятся и на сценах наших театров, вызывая разноречивые отклики критиков, однако предметом специального исследования они у нас не становились. Этим обусловлена актуальность и научная новизна предпринятого И. С. Пономаренко анализа. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 85 наименований (большая часть из них ― на английском языке). В первой главе дана развернутая характеристика социокультурной атмосферы в Англии 1990-х годов и в первую очередь, разумеется, ситуации в театре. Вполне оправданно автор работы говорит здесь о сходстве этой ситуации с той, которая сложилась в Англии 1950-х годов, когда важным компонентом духовной жизни страны стали произведения «рассерженной молодежи» и в английский театр после успеха пьесы Осборна «Оглянись во гневе» пришли новые молодые силы. Вторая глава посвящена анализу четырех пьес Равенхилла 90-х годов ― дебютной «Шоппинг & Fucking» (название которой очень приблизительно можно передать как «Покупки и секс»), «Фауст мертв», «Ручная сумка, или Как важно быть кем-то» и «Откровенные полароидные снимки». Раскрывается тематика пьес, выявляются черты их поэтики, характерные для «театра вам-в-лицо» в целом: сосредоточенность на болезненных проблемах современного общества (секс, насилие, наркомания, СПИД, «шоппинг» как идеология), использование провокационного, шокирующего материала как средства воздействия на публику и вовлечения ее в спектакль, герои-маргиналы, выброшенные на обочину жизни (наркоманы, наркодилеры, гомосексуалисты, стриптизеры, бывшие тюремные заключенные и т.п.), подчеркнуто несовершенный, энергичный и грубый, нередко крайне непристойный язык. В третьей главе пьесы Равенхилла сопоставляются с драматургией «сердитых» (Джон Осборн), абсурдистов (Беккет и Ионеско), с «театром теней» Жана Жене и театром жестокости Антонена Арто и Эдварда Бонда, скрупулезно анализируются черты преемственности в творчестве молодого драматурга. В заключении выявляются новаторские черты драматургии Равенхилла и подводятся итоги исследования. Концептуально важны здесь размышления автора диссертации об отношении Равенхилла к постмодернизму, приемы которого при изображении современного общества он охотно использует, но нравственного релятивизма которого не приемлет. В работе убедительно показано, что постмодерн у Равенхилла уже не столько эксперимент и творческая практика, сколько предмет рефлексии: в его пьесах можно встретить немало отсылок к постструктуралистским трудам Ж.-Ф. Лиотара, Ж. Бодрийара, М. Фуко ― ироническое цитирование идей о конце истории и крахе «великих нарративов», о симулякре и гиперреальности. Считаю необходимым особо отметить самостоятельность работы И. С. Пономаренко и отвагу автора, взявшегося за исследование чрезвычайно сложного и очень скудно изученного в отечественном театроведении материала. Выпускная квалификационная работа Ирины Сергеевны Пономаренко полностью отвечает требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и может быть допущена к защите. Научный руководитель: к.ф.н., доцент кафедры истории зарубежных литератур / А. А. Чамеев 15 мая 2016 г.