РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра лингвистики Ма Цзяи «Русские прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи (функционально-семантический аспект)» В данной работе рассматривается лексико-семантическая группа прилагательных, характеризующих человека в связи с особенностями его речи, и проводится анализ четырех из тринадцати синонимических рядов данной ЛСГ, что является целью данного исследования. Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе автор с достаточной полнотой раскрывает содержание таких понятий, как синонимический ряд, лексико-семантическая группа, лексико-семантическое поле, и в каждом случае указывает, какой точки зрения она придерживается. Особое внимание уделяется теоретическим вопросам описания имени прилагательного. Автор опирается на работы В.А. Белошапковой, В.В. Виноградова, И.П Слесаревой, Л.А. Новикова, В.Д. Черняк, А.А. Шахматова и др. исследователей. Библиография достаточно полная, содержит работы по данной тематике, опубликованные в последние годы. Вторая глава исследования отличается логичностью и последовательностью изложения. Автором отобраны русские прилагательные, характеризующие человека в связи с особенностями его речи, в количестве 64 единиц. Эти прилагательные сгруппированы по семантическим признакам в 13 синонимических рядов. Предложенная классификация отличается стройностью и обоснованностью. Для непосредственного анализа были выбраны четыре синонимических рада данной ЛСГ с доминантами насмешливый, красноречивый, разговорчивый и неразговорчивый. Положительное впечатление производит то, что результаты анализа семантики единиц, входящих в синонимические ряды, представлены в виде многочисленных таблиц, что является достоинством данного исследования. Особую ценность представляет анализ сочетаемости единиц, опирающийся на контексты, извлеченные из «Национального корпуса русского языка». Автором в результате анализа были сделаны важные выводы о сочетаемости данных единиц, которая обусловлена их семантикой. Например, не все прилагательные могут сочетаться с существительными, называющими детей (болтливый, желчный, фразистый, велеречивый и др.). Ряд прилагательных (злоязычный, злоречивый, сладкогласный и др.) стилистически маркированы как устаревшие и встречаются только в контекстах XIX века. Эти выводы актуальны для практики преподавания русского языка как иностранного. Проверка на плагиат в системе «Blackboard» выявила 26% текстовых совпадений, представляющих собой: 1) корректное цитирование с указанием источника — с заключением в кавычки и без заключения в кавычки (пересказ содержания цитаты), 2) клише научной речи и термины, 3) цифровые знаки композиционной структуры работы (1.1.2), указания на выходные данные (названия городов, указания страниц), 4) имена ученых, названия публикаций (в основном в разделе «Использованная литература»), 5) ссылки на использованный в работе материал, размещенный на сайтах интернета. В целом задачи исследования выполнены, положения, выносимые на защиту, доказаны. Выводы к главам и заключение к работе убедительны. Существенных замечаний по работе нет. Вместе с тем при чтении выпускной работы возникли вопросы по содержанию: 1. В списке словарей указаны словари синонимов русского языка, но в тексте работы они почти не упоминаются. Чем это вызвано? 2. Вы пишете, характеризуя единицы синонимических рядов, что они отличаются дифференциальными семами, стилистической принадлежностью, сочетаемостью, особенностями внутренней формы. Какие особенности внутренней формы представляют интерес для описания семантики данных единиц в иностранной аудитории? В заключение хочется подтвердить, что выпускная квалификационная работа Ма Цзяи производит впечатление законченного самостоятельного исследования, выполненного на высоком уровне, который соответствует требованиям к работам подобного рода. Полагаю, что выпускная квалификационная работа Ма Цзяи заслуживает высокой положительной оценки. 19.05.2016 Мальцев И. В. к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы (Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»)