РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра лингвистики «Языковые средства и речевые приёмы маркирования зон субъектов текста в романе М.П. Шишкина «Письмовник» студентки магистратуры кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Лисовой Олеси Олеговны Рецензируемая выпускная квалификационная работа представляет собой попытку выявления и описания языковых средств и речевых маркеров зон субъектов текста в романе М.П. Шишкина «Письмовник». Актуальность выбранной для исследования темы не вызывает сомнения. Согласимся с автором, «лингвистическое описание особенностей повествовательной организации художественного текста является приоритетной проблемой современной лингвистики» (с. 4). Выбор ученых, на труды которых опирается О.О. Лисова, достаточно полон, это, прежде всего, В.В. Виноградов, И.Р. Гальперин, С.П. Степанов, Е.В. Падучева, Б.А. Успенский. Считаем правомерным развитие в работе концепции Е.В. Падучевой, а также обращение к теоретическим положениям петербургской школы лингвистического анализа художественного текста (С.П. Степанов). В частности, представляется концептуальным следующее положение автора работы: «лингвистическое описание субъектов текста необходимо для понимания как композиции, так и всего художественного целого» (с. 5). Выбор материала исследования видится оптимальным, так как «Письмовник» М.П. Шишкина, демонстрируя неоднозначность стилистической и повествовательной манеры писателя, позволяет выделить и проанализировать «фрагменты, отражающие речевые зоны субъектов художественного текста — автора, повествователя, рассказчика, героя, читателя» (с. 7), что и становится объектом исследования. Объект определил основную цель работы – «выявление языковых средств и речевых приёмов, позволяющих определить границы зон субъектов текста в романе М.П. Шишкина «Письмовник», а также задачи как теоретического, так и прикладного характера. Четко сформулированной (задачи № 4, 5, 6, 7) и успешно решенной (положения № 1, 2, 3) видится сложнейшая филологическая проблема, связанная не только с определением жанра текста, но и выделением его основных типологических характеристик. Во второй главе О.О. Лисова, используя теорию Е.В. Падучевой о четырех ипостасях говорящего, описывает персонажей текста Володю, Сашу, повествователя как субъектов сознания, речи, дейксиса и восприятия. Проведенный выпускником магистратуры анализ текста выявил лингвистические особенности, характеризующие каждого из субъектов. Обоснованные последовательным применением лингвистической теории результаты анализа позволили автору подняться на более высокий уровень осмысления филологической проблематики. Здесь, в первую очередь, следует назвать характеристику письмовника, позволяющего рассматривать роман М.П. Шишкина «не как произведение о двух героях, ведущих частную переписку, а как роман о мужчине и женщине, о коммуникации, о взаимоотношении людей в целом» (с. 92); выделение и описание функций повествователя, а также функций героя (мужчины) и героини (женщины) как двух типов сознания и двух типов восприятия мира, ведущих диалог в хронотопе вечного времени и пространства; описание субъектных ипостасей героев обнаруживает их взаимовлияние, что становится вполне очевидным при обращении к сопоставлению их речевых партий. Данные выводы и наблюдения в научной работе достойны не только выпускника магистратуры, но и состоявшегося лингвиста Можно утверждать, что выпускная квалификационная работа О.О. Лисова является серьезным и самостоятельным исследованием. В целях инициирования дискуссии и определения вектора дальнейших исследований молодого ученого зададим некоторые вопросы: 1. В работе О.О. Лисова опирается и на труды М.М. Бахтина, два из которых, принципиально важные для решения задач магистерской диссертации приведены в списке литературы (содержащем 97 позиций). Как ответит соискатель на вопросы, сформулированные великим ученым, о проблеме автора и форм его выраженности в анализируемом произведении. Дословно процитируем М.М. Бахтина: «В какой мере можно говорить об «образе» автора?» 2. Какие перспективы исследования кажутся автору наиболее предпочтительными: рассмотрение текста в рамках творчества М.П. Шишкина с целью определения идиостилевых характеристик, изучение лингвистических маркеров жанровой спецификации текста, применение апробированной методики анализа к другим текстам? Что-либо иное? Выбор серьёзной темы для выпускной квалификационной работы, ее последовательная и подтвержденная анализом лингвистическая разработка делают диссертацию научным исследованиям. Данная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистров лингвистики, и заслуживает положительной оценки. В выпускной квалификационной работе Лисовой Олеси Олеговны было отмечено 16 % текстовых соответствий с другими студенческими и научными трудами. Анализ показал, что среди отмеченных соответствий выявлены только клишированные конструкции научного стиля речи и имена исследователей и писателей и названия их сочинений при корректно цитируемых фрагментах из них. Таким образом, недопустимых соответствий в работе не обнаружено. Доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка и литературы Санкт-Петербургского горного университета Щукина Дарья Алексеевна 16.05.2016