Отзыв о магистерской диссертации Е. И. Липич «Антропология христианских апологетов (Трактат Афинагора «О воскресении мертвых»). Магистерская работа Е. И. Липич посвящена одной из фундаментальных тем античной философии и христианского богословия, а именно бессмертию души и вероятности воскресения тела, на материале сочинения Афинагора «О воскресении мертвых». Во введении (с. 3-8) автор делает общее представление проблематики работы. Нельзя сказать, что трактат Афинагора мало привлекал внимание исследователей: он неоднократно становился предметом исследования как самого текста, так и изложенной в нем концепции. Автор работы видит свою задачу в том, чтобы проанализировать текст, исходя из философских оснований, на которые мог опираться Афинагор; представить антропологические идеи трактата и выявить их истоки. Первая глава исследования (с. 9-27) призвана познакомить читателя с историческим и философским контекстом I-II вв. Как отмечает автор, сведения о биографии Афинагора дают нам только два автора, Мефодий Олимпийский и Филипп Сидет. Исследователи склонны подвергать сомнению достоверность данных, представляемых Филиппом Сидетом. Жизнь Афинагора была связана с Афинами и Александрией. Среди прочих противоречивых свидетельств источников более-менее очевидно то, что из-под его пера вышло два произведения—«Предстательство о христианах» и «О воскресении мертвых». Авторство второго сочинения, впрочем, вызывало сомнения, хотя большинство авторитетных исследователей все-таки склонны принимать его. После нескольких общих замечаний о политической и интеллектуальной атмосфере греко-римского мира первых веков нашей эры автор переходит к обзору представлений о душе и теле в античной философии. Суммируя основные положения концепций Платона, Аристотеля, Эпикура, Сенеки и других античных философов, Е. И. Липич подводит читателя своей работы к основной теме своего исследования—связи античных представлений о теле и душе с представлениями раннехристианскими, представленными у апологетов. Следующая глава (с. 28-53) уже посвящена собственно анализу текста Афинагора. Цель создания трактата—устранить сомнения язычников в воскресении. Произведение, как показывает автор, принадлежит к жанру апологетической и дидактической литературы и построено по правилам риторики, с соблюдением необходимых разделов. В своей аргументации Афинагор не столько ссылается на Св. Писание, сколько использует философские понятия и логику. Среди предшественников Афинагора и авторов, на него повлиявших, указывают, прежде всего, Филона Александрийского. Наконец, после нескольких параграфов предварительного характера, Е. И. Липич переходит к самому содержательному и самостоятельному разделу своей работы. Это глава 3.2 «Анализ содержания трактата Афинагора «О воскресении мертвых». Интересный сам по себе и отчасти основанный на заключениях предшественников, анализ текста Афинагора сочетает в себе черты филологического анализа и философской интерпретации. Автор привлекает параллельные места из других авторов, комментирует схожие словоупотребления. В итоге Е. И. Липич делает вывод, что Афинагор жил в Александрии был учеником философской школы (средний платонизм или стоицизм). В Заключении (с. 54-58) автор работы приходит к следующим выводам. Человек состоит из тела и души, которые неразрывно связаны друг с другом. При этом Афинагор не дает четких определений понятий «душа», «тело» или «плоть». Наконец, Е. И. Липич пишет, что «антропология Афинагора по содержанию мало заимствовала из античных учений, а в отношении важнейших положений умещается в христианскую парадигму» (с. 57). На ее взгляд, он создает логически стройную теорию воскресения. В конце работы приводится список из 85 используемых автором статей и монографий на русском и иностранных языках. В целом работа Е. И. Липич производит благоприятное впечатление. Налицо попытка автора добросовестно проработать доступную ей литературу по античной философии и конкретному исследуемому ею тексту. Работа написана логично, хорошим литературным языком, выводы в целом соответствуют заявленным во введении целям и задачам. Исследование Е. И. Липич стоит на стыке философии и филологии, причем очевидное преимущество автор отдает философскому анализу содержания трактата. Первая половина работы носит обзорный, историографический и порой даже компилятивный характер; вообще описательная составляющая в работе явно преобладает над аналитической. Вторая часть более самостоятельна. На наш взгляд, работа бы много выиграла от более углубленного текстологического анализа произведения. Во-первых, анализ параллельных мест можно было произвести, используя электронный ресурс Thesaurus Linguae Graecae, что сильно бы расширило спектр чтений и скрытых цитат. Во-вторых, несколько странным представляется цитирование в филологической работе авторов (Аристотеля, Платона, Гомера, Филона и проч.) в русском переводе, а не в греческом оригинале. Порой даже сам текст Афинагора почему-то цитируется в русском переводе. Несмотря на указанные замечания, магистерская работа Е. И. Липич достойна хорошей или даже отличной оценки. Д. и. н. Л. А. Герд.