РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию студентки филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета по специальности «Теория обучения иностранным языкам и межкультурная коммуникация» Каревой Джулии Аджевиевны, выполненную на тему: «Формирование умений устной речи на английском языке у учащихся первых классов на сюжетно-ситуативной основе». В магистерской диссертации Каревой Д. А. исследуется актуальная на сегодняшний день проблема обеспечения преемственности обучения английскому языку от дошкольного этапа к началу обучения в школе. Актуальность заявленной проблематики обусловлена необходимостью разработки пропедевтического курса с целью эффективного формирования умений устной речи на английском языке, а также недостаточной разработанностью вопроса использования сюжетно-ситуативной основы в качестве основы формирования умений устной иноязычной речи у учеников первого класса. Материал диссертационной работы является логически структурированным и написан научным стилем изложения. Объем работы составляет 104 страницы (введение, две главы, заключение и список использованной литературы). Структура и содержание работы соответствует логике научного исследования и позволяют полностью раскрыть рассматриваемую тему. В Первой главе диссертационного исследования автором проведен достаточно подробный и убедительный анализ теоретических основ психолого-педагогических особенностей обучения первоклассников, детализированы дидактико-методические характеристики овладения учащимися первых классов устной иноязычной речью. Далее автором логично и на достаточно аналитическом уровне описана специфика устной иноязычной речи первоклассников и выявлены особенности лингвистического материала, подлежащего усвоению, исследованы особенности устных текстов и языкового материала, отбираемых для указанной группы обучаемых. После чего автором последовательно и преемственно представлено обоснование выбора сюжетно-ситуативной основы как эффективного способа организации обучения устной речи на иностранном языке. Особо обратим внимание на то, что в работе в достаточной мере убедительно как на теоретическом, так и на практическом уровне доказывается тот факт, что именно сюжетно-ситуативная основа придает целостность комплексу упражнений и позволяет оптимально организовать работу с материалом, который должен быть освоен первоклассниками. Интересными представляются результаты, полученные автором в процессе изучения вопросов, представленных во Второй главе исследования. Отдельно отметим определение компонентной структуры содержания обучения и его отбора: автором выделены структурные блоки и представлены критерии отбора содержания названных блоков. Заслуживает похвалы то, что в своём магистерском исследовании Джулия Аджевиевна выделяет общие и специфические методические особенности комплекса упражнений, характеризует принципы разработки этого комплекса и далее предоставляет авторскую разработку сюжетного каркаса, а также заданий и упражнений, направленных на обучение первоклассников устной иноязычной речи. В завершении работы представлена интересная практическая разработка, в которой ярко проявились творческие способности магистрантки. Следует отметить, что при написании диссертационной работы Карева Д. А. продемонстрировала умение анализировать и систематизировать собранную информацию, а также делать самостоятельные выводы и обобщения. Автор показал отличную способность выражать собственную точку зрения по рассматриваемой проблеме. Сформулированные в работе выводы достаточно обоснованы и могут быть использованы в практической деятельности. Но как всякая объёмная и серьёзная работа, данная магистерская диссертация не свободна от некоторых спорных положений, которые требуют пояснений или уточнений. В частности: 1) В работе достаточно подробно описана сюжетно-ситуативная основа, представлены её характеристики, предложен авторский сюжетно-ситуативный каркас. Однако хотелось бы уточнить у автора, что он вкладывает в понятие «основа»? Это дидактическая структура, перечень принципов или особая организация материалы? 2) Нельзя не похвалить практическую разработку автора. Однако, на наш взгляд, она представлена в некотором лимитированном объеме. Высказанные замечания не умаляют заслугу автора в раскрытии важных исследовательских вопросов заявленной проблематики. Структура магистерской диссертации и её основное содержание отвечают целям и задачам работы, а само исследование в целом отличается логичностью изложения исследуемых проблем. По теме магистерской диссертации имеется публикация, включенная в наукометрическую базу данных РИНЦ. Учитывая все вышеизложенные факты, полагаем, что диссертационная работа Каревой Д. А., представляемая на получение академической степени магистра, выполнена на высоком уровне в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускным работам. Данная магистерская диссертация, без сомнения, заслуживает высокой оценки. Рецензент: кандидат педагогических наук, доцент кафедры интенсивного обучения, иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена Якимчук Ольга Сергеевна