ОТЗЫВ рецензента к.ф.н. В.Н.Синельниковой о диссертации на соискание академической степени магистра Т.А.Воллерт на тему «Местоимения Us и Them как маркеры групповой идентификации» (на материале современного английского языка)» Магистерская диссертация Татьяны Александровны Воллерт посвящена актуальной и малоисследованной проблеме функционирования местоимений Us и Them в качестве маркеров групповой идентификации. Как известно, межгрупповые отношения в лингвистике изучаются, в основном, в рамках оппозиции «свой-чужой». Данная семиотическая универсалия давно привлекает внимание исследователей; интерес к этой проблеме усилился в наши дни. Установлено, что категории «свое» и «чужое» входят в коллективные и индивидуальные языковые картины мира, актуализируясь разноуровневыми языковыми средствами. Свою цель автор видит в том, чтобы установить тенденцию использования местоимений us и them в качестве маркеров групповой идентификации на современном этапе развития английского языка и обосновать возможность выделения указанных словесных знаков в качестве самостоятельных местоимений. Актуальность и научная новизна исследования не вызывают сомнения; они связаны с тем, в последние годы в связи с антропоориентированностью науки в целом и лингвистики в частности многие исследователи проявляют все больший интерес к вербальной стороне реализации межгрупповых отношений. Между тем роль разных форм личных местоимений в этом процессе не получила еще должного освещения. Теоретическая значимость рецензируемой диссертации определяется вносимым ею вкладом в изучение способов языковой репрезентации оппозиции «свой-чужой» и исследование актуальной и малоизученной проблемы функционирования форм us и them в качестве маркеров групповой идентификации. Рецензируемая работа отличается глубокой продуманностью, четкостью и логичностью структуры и изложения материала. Созданная в первой главе диссертации теоретическая основа исследования свидетельствует о хорошей общелингвистической подготовке автора, умении критически оценить существующие концепции и сформулировать и убедительно обосновать собственную точку зрения. Вопросы, затрагиваемые здесь (история исследования межгрупповых отношений в различных гуманитарных науках, основные направления изучения оппозиции «свой-чужой», языковые средства актуализации категории «свой-чужой» в английском языке и др.) имеют непосредственное отношение к задачам диссертации и освещены достаточно подробно и квалифицированно. Во второй главе диссертации автор показал, что формы us и them на современном этапе развития английского языка могут выходить за рамки своего «стандартного» употребления в качестве объектной формы местоимений we и they соответственно и функционировать как самостоятельные местоимения. Указанное явление обнаруживается через комплексный анализ, сочетающий в себе метод анализа словарных дефиниций и анализ контекстов из Google и языковых корпусов. Следует отметить, что вдумчивый и корректный лингвистический анализ примеров обеспечивает достоверность и убедительность полученных результатов. Проведенное исследование позволило автору сделать интересные наблюдения и выводы о характере функционирования местоимений us и them в качестве маркеров групповой идентификации. Особый интерес вызывает раздел, посвященный исследованию функционирования сочетаний us and them/ them and us, us-them, морфологический статус которых, по мнению автора, остается на данный момент неясным (phrase, idiom, adjective). Проанализировав словарные дефиниции и примеры, Т.А.Воллерт приходит к выводу о возможности трактовки исследуемых сочетаний как сложных слов (вероятнее всего − сложных прилагательных). В процессе работы автору удалось установить, что данные сочетания маркирует конфликтную ситуацию между двумя группами, а контекст их употребления тесно связан выражением отрицательной оценки. Мои замечания не затрагивают суть этой интересной работы и сводятся к следующему: 1. Автор хорошо показал все трудности разграничения сложного слова и словосочетания, приводя целый ряд выделяемых в специальных работах критериев. Однако мне представляется, что имеющийся теоретический потенциал мог бы быть использован в работе при решении вопроса о статусе рассматриваемых сочетаний более полно и последовательно. 2. То же касается и вопроса о спорном статусе форм us и them: на мой взгляд, стоило бы более четко и последовательно изложить аргументы в пользу признания их «самостоятельными местоимениями», в отличие от традиционного подхода, при котором принято говорить об их «нестандартном употреблении». 3. Приводя разные, порой противоречивые взгляды исследователей, автор не всегда поясняет, почему та или иная точка зрения кажется ей «более точной» или «более убедительной» (напр., с. 41). 4. Отсутствие сплошной нумерации примеров иногда затрудняет чтение работы. Указанные замечания не носят принципиальный характер и не снижают общего благоприятного впечатления от рецензируемой диссертации. Проверка работы в программе Safe Assign на платформе Blackboard выявляет 7% текстовых совпадений. Ознакомление с характером выделенных заимствований позволяет заключить, что они представляют собой случаи цитирования и пересказа цитат с корректным указанием источника заимствования, фамилии ученых, термины и клише научной речи. Предупреждение системы о том, что работа содержит фрагменты на иностранном языке, объясняется наличием в исследовании англоязычных примеров, что обусловлено объектом исследования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что работа не содержит неправомерных заимствований. Таким образом, принимая во внимание теоретическую значимость исследования, его актуальность и оригинальность, можно заключить, что диссертация Т.А.Воллерт на тему «Местоимения Us и Them как маркеры групповой идентификации» (на материале современного английского языка) отвечает всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам, а ее автор заслуживает присуждения искомой академической степени магистра по направлению 10.02.04 – Лингвистика, профилизация: германские языки. К.ф.н. В.Н.Синельникова