РЕЗЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Солодухина Игоря Сергеевича на тему: «Этические воззрения Свами Вивекананды» Направление — 030100 Философия Профиль — «Философские традиции Востока» Свое исследование автор квалификационной работы посвящает анализу этических воззрений индийского мыслителя Нарендранатха Датты, получившего всемирную известность под именем Свами Вивекананда. Этой работой, по мысли автора, должна быть заполнена лакуна в отечественных исследованиях, посвященных этому выдающемуся общественному и религиозному деятелю, что, безусловно, свидетельствует об актуальности предпринятого исследования. Ставя перед собой задачу выявить базовые предпосылки формирования этических воззрений Свами Вивекананды, автор работы, на наш взгляд, верно выбрал методологию исследования, обращаясь к анализу культурной, а также социальной среды, в которой формировались взгляды мыслителя, биографического материала, изучению философских идей Вивекананды в сопоставлении в синхронном и диахронном срезах с иными мировоззренческими системами Индии и Европы. В этом контексте, по нашему мнению, в работе также видится уместным освещение религиозных и этических воззрений Рамакришны – непосредственного учителя Вивекананды. Решая поставленную перед собой задачу, автор также дает обзор основных индийских систем мысли, наиболее повлиявших на формирование идей Вивекананды, выделяя в них ключевые концепты, связанные с аксиологическими воззрениями Вивекананды. Несомненно правильно, что в своем исследовании автор раскрывает также то влияние, которое оказала фигура Вивекананды на общественную и религиозную жизнь Индии, останавливаясь, в частности, на характеристике деятельности организаций «Рамакришна матх» и «Миссия Рамакришны», основанных при непосредственном участии Вивекананды. Автор исследования в целом верно характеризует философию Вивекананды как реформированную адвайта-веданту, «основными чертами которой являются постулирование единства сущего, равенства и братства всех людей, отказ от жесткой общественной иерархии и стремление к объединению различных религиозных направлений». (С. 26). Структура работы логична и отвечает цели и задачам исследования. Хотелось бы также отметить, что работа написана ясным, литературно грамотным языком. К незначительным недостаткам работы можно отнести, то что в ней никак не отражен факт участия Вивекананды в масонском движении, чьи идеалы свободы, равенства, братства, безусловно (наряду с перечисляемым автором работы факторами) в некоторой степени могли повлиять на формирования его универсалистских взглядов. Как известно, Вивекананда получил патент мастера масонской ложи «Якорь и надежда №1» (Anchor and Hope Lodge №1) в марте 1884 года. В Индии в Нагпуре сейчас действует названная в честь Вивекананды масонская ложа «Вивекананда № 367». Знание этих фактов, вне сомнений, удержало бы автора исследования также от поспешных утверждений, таких, например, как: Вивекананду отличала «нелюбовь к … разного рода тайным обществам…». (С 35). Также вызывает некоторое удивление, что в разделе «Литература» англоязычные публикации представлены в основном изданиями работ Вивекананды. Возникает вопрос: неужели автор работы совсем не использовал обширный исчисляемый десятками (если не сотнями) наименований корпус англоязычной критической литературы, посвященной жизни и деятельности Вивекананды? Несмотря на указанные недостатки работа оставляет благоприятное впечатление, демонстрирует философскую компетенцию автора и на наш взгляд могла бы послужить основой для дальнейшего исследования предмета. Таким образом, работа Солодухина Игоря Сергеевича соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к такого рода работам, и заслуживает отличной оценки. 13.05.2016 к.ф.н., ст.н.с. Института восточных рукописей РАН Иванов Владимир Павлович