Рецензия на выпускную квалификационную работу Ряполовой Анастасии Дмитриевны «Визуальная мифологема престижа в новых медиа и рекламе» В своей выпускной квалификационной работе Анастасия Дмитриевна проводит анализ наиболее типичных для европейской культуры ХХ века мифов о престиже, прослеживается генезис данных мифов и основные способы развертывания их в современной медиакультуре. Актуальность темы не вызывает сомнений. Тема престижа находится в центре современной культуры и, поэтому, она оказывается особенно важной для сферы рекламы и PR. При этом, вполне очевидно, что престиж не является чем-то определенным и заранее заданным. Престиж часто формируется через используемые вещи и категорию стиля. Ценовая категория, как и ее социальные функции, зависят не столько от самой вещи, сколько от ее образа в глазах потребителя. В этом смысле абсолютно корректно и правильно говорить о мифологеме престижа, связанной, с одной стороны, с предметной сферой, а с другой – с системой ценностей, в рамках которой данная вещь существует. Другими словами, миф о престиже формируется в пределах медиакультуры и влияет на форму (в широком смысле этого слова) вещи. Вещь же, в свою очередь, оказывается активным участником отношений между людьми и важной составляющей современной культуры. Генезиса мифологемы престижа является проблемой философской и может быть решен только в рефлексивной практике. При этом, данная тема имеет не сугубо теоретическое значение, результаты исследования могут быть применены в сфере рекламы, политической агитации и многих других практических сферах современной культуры. Исследование состоит из двух глав. В первой главе рассматривается социокультурный контекст категории престижа в отношении к элитарному слою общества. Автор анализирует основные теории элит, сопоставляет их и выводит базовые определения престижа, присущие каждой конкретной теории элит. Во втором параграфе первой главы Анастасия Дмитриевна просматривает способы мифологизации и символизации престижа, пишет о том, как формируется образ престижной вещи в современной (главным образом) культуре. Во второй главе работа становится более конкретной. Фокус исследования смещается на поле современной культуры. Используя весьма разнообразный материал из современной медиакультуры (реклама, телевидение, мультимедийные формы коммуникации), Анастасия Дмитриевна выводит базовые характеристики мифа о престиже и прослеживает основные маршруты визуализации этого мифа. Обращает на себя внимание смелость, с которой автор берется за такую сложную и неоднозначную тему, грамотность работы с источниками и большой репертуар примеров современных медиаобразов. Работа логично структурирована, используется большое количество разнообразных источников по теме исследования. Содержание исследования соответствует заявленной теме, цель работы достигнута. Вместе с тем, работа не лишена недостатков. Интересно и важно для темы исследования было бы посмотреть на проблему престижа в историческом контексте. Анастасия Дмитриевна рассматривает престиж в современной культуре, практически не выходя за рамки последний двух десятилетий, несколько сужает и обедняет поле исследования. Понятно, что объем работы был ограничен, и не позволял провести полную историческую реконструкцию, но некоторый отсыл к прошлому, все-таки, в работе требуется – хотя бы в поле истории рекламы. Также автору можно было бы пожелать чуть более внимательно относиться к логике повествования и взаимосвязи основных тезисов и этапов рассуждения. Работа построена последовательно и логично, но иногда мысли, важные для раскрытия темы, оказываются недостаточно объяснены или логично изложены. Приведенные выше недостатки не являются определяющими для данной работы. Работа обладает оригинальностью, новизной и соответствует заявленной специальности. Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что выпускная квалификационная работа соответствует всем критериям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть оценена положительно.