Отзыв Научного руководителя о диссертации А.С. Лагурева «Политическая философия Мих. Лифшица» на соискание степени Магистра по направлению 030100 «Философия», основная образовательная программа «Философия политики и права» Диссертация А.С. Лагурева посвящена интересной, но еще мало разработанной в позитивном аспекте теме реактуализации наследия марксистских философов. К сожалению, их работы расцениваются в основном негативно. Правда, в последнее время просыпается ностальгия по советскому и раздаются хвалебные речи в адрес официального марксизма. Достоинство рецензируемой работы как раз и состоит в попытке дать взвешенную оценку политической философия М. Лифшица. Актуальность диссертационного исследования А.С. Лагурева видится в новом понимании политического, которое находит свое воплощение, в том числе, и в искусстве. В позиции М. Лифшица приверженцы «чистой эстетики» как автономной науки об искусстве видят политическую ангажированность и даже считают мэтра «сталинистом». На самом деле, М. Лифшиц не разделял либеральный миф о деполитизации современного общества и видел, что государство в той или иной форме (от прямого бюрократического регулирования до коммерциализации искусства) проникает в ранее считавшиеся неполитическими сферы культуры, науки, экономики, спорта и т.д.. В своей работе А.С. Лагурев приходит к выводу, что предметом анализа политической философии Мих. Лифшица со второй половины 1920-х и до самой кончины философа в 1983-м году была трагедия революции. Она проявляется в истории таким образом, что достижения высокой культуры до сих пор осуществлялись элитой и оставались чуждыми народным массам. По мнению автора, именно в перспективе борьбы за наиболее гармонический возможный синтез только и может быть рассмотрена политическая философия Мих. Лифшица в ее отношении к сталинизму, к социально-политическому режиму в СССР в 1930-ые г., и шире - ко всему всемирно-историческому движению марксизма. Мих. Лифшиц считал, что Октябрьская революция, открывала реальные возможности гармонического, не порождающего негативных последствий, синтеза полюсов исторического процесса. В своей работе А.С. Лагурев обсуждает принципиальный вопрос о соотношении истины и политики. Обычно политику связывают с ложью или в лучшем случае с дипломатической хитростью. На примере анализа диалектической онтогносеологии, разрабатывавшейся Мих. Лифшицем на протяжении всей жизни, он показал, что политика призвана дать ответ на вопрос, как утвердить реальность идеального. Рассуждая о соотношении истины и политики, автор диссертации пришел к выводу, что М. Лифшиц был далек от морализаторства. Речь не идет о честности политических деятелей. Существует такой тип исторического действия, который Лифшиц называл «ошибкой гигантов» и даже «трагической виной». Думается, что такое трезвое понимание природы политического выбора следует применять при оценке прошлого, которое считается «ужасным». Историки славят политических деятелей как героев, а юристы и моралисты судят их как преступников. «Эстетическая» позиция позволяет избавиться от этих односторонних оценок. В целом диссертация написана на хорошем теоретическом уровне, автором проделана большая работа по изучению и анализу трудов М. Лифшица. В дальнейшем можно сопоставить программу советского философа с другими проектами осуществления политического в форме культуры. Диссертационная работа А.С. Лагурева заслуживает высокой положительной оценки. 02.05.2016 научный руководитель – д.ф.н., проф. Б.В. Марков