Диссертационное сочинение В. Ю. Кломас представляет собой вполне самостоятельное и законченное научное исследование, посвященное представлениям о смерти в классическом буддизме. Новизна и актуальность работы не вызывает сомнений, поскольку в отечественной буддологии теме смерти уделяется мало внимания, в то время как она существенна не только в философском и культурологическом плане, но и весьма значима экзистенциально. Несомненным достоинствам работы можно считать серьезную проработку буддийских первоисточников в английском и русском переводах. Соискательница основательно проштудировала палиязычную Типитаку, свод канонической литературы тхеравады, а также «Энциклопедию абхидхармы» Васубандху. Что же касается исследовательской литературы, то ее объем недостаточен; библиографию хотелось бы видеть более обширной. Продуманная структура диссертации полностью раскрывает поставленные В.Ю.Кломас исследовательские цели и задачи. Работа состоит из Введения, четырех глав, Заключения и Списка литературы. Каждый из разделов рецензируемой работы, разделен на параграфы и выстроен последовательно и логично. Во Введении четко сформулированы объект, предмет, цели и задачи исследования. В первой главе диссертации «Понимание смерти в связи с тремя характеристиками существования» соискательница рассматривает философскую основу буддийского понимания феномена смерти, а также излагает буддийский взгляд на обывательское, расхожее, «сансарное» (в буддийском языке) отношение к смерти. Такой подход правомерен и логичен, тем более что в самой буддийской традиции принято подобным образом излагать важные темы. В.Ю. Кломас правильно акцентирует феноменологический подход в описании четырех знаменательных встреч Сиддхартхи и высказывает оригинальную мысль, что смерть является общим знаменателем всех этих встреч. Анализируя обывательское отношение к смерти, соискательница закономерно приходит к выводу, что целью буддийской практики является избавление от смерти, причем не только фактической биологической. Во второй главе излагаются систематические буддийские представления о причинах смерти в связи с важнейшим понятием кармы. Диссертантка справилась с одним из самых трудных и малоизученных разделов темы, – отношение раннего буддизма к самоубийству. Опираясь на текстовые свидетельства, она пришла к выводам, во-первых, о первостепенной важности в оценке духовного статуса индивидуума, совершающего самоубийство, и во-вторых, о его способности сохранять самообладание и не поддаваться аффектам при расставании с жизнью. Хотелось бы пожелать В.Ю.Кломас в будущем обратить внимание также и на то, как, по мысли ранних буддистов, факт самоубийства воздействовал на окружающих. В параграфе о нирване в связи со смертью представляется некорректной итоговая формулировка «единственное, что можно говорить о нирване в соотношении со смертью, только то, что нирвана – не окончательная смерть». Разве нирвана - не окончательнейшая смерть? Третья глава посвящена культурологическому сравнению буддийских танатологических взглядов с близкими индийскими традициями, а также с западной культурой. Здесь недостает сопоставления буддийского взгляда с современным светским. Этот вопрос затронут во Введении, но было бы уместнее рассмотреть более развернуто его третьей главе. В четвертой главе описаны буддийские практики, связанные со смертью: памятование о неизбежности смерти, созерцание отвратительного трупа, а также культивирование любящей доброты для преодоления страха смерти. Завершающий эту главу параграф о тантрической танатологии представляет несомненный интерес, но выглядит избыточно подробным, а его связь с основным предметом диссертации недостаточно обоснована. В целом выполненная В.Ю.Кломас диссертация производит благоприятное впечатление, хотя автор еще не в полной мере владеет навыками научной работы (имеются повторы, заметна торопливость). Подкупает искренность стиля, временами граничащая с извинительной наивностью. Материалы диссертации могут быть полезны при написании обобщающих философских и культурологических трудов по танатологии. Работа представляет интерес и для теоретического осмысления некоторых философских проблем в рамках истории буддизма, религиоведения и других гуманитарных наук. Диссертационная работа «Танатологические представления в классическом буддизме» отвечает всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и заслуживает высокой оценки, а ее автор, В.Ю. Кломас, заслуживает присуждения ей искомой степени Магистра по направлению 030100 - Философия (магистерская программа – Философские традиции Востока). Альбедиль Маргарита Федоровна, доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии наук