Свою тему диссертантка выбрала самостоятельно, работала над нею с явным интересом, сотрудничество со мною как руководителем было в целом успешным, однако распространеннейшей студенческой беды, а именно спешки из-за недостаточной способности укладываться в сроки, избежать не удалось. Тема диссертации такова, что вполне может быть исследована с опорой на первоисточники, что и было сделано. Под «классическим буддизмом» следует понимать почти исключительно шравакаяну, хотя в тексте работы имеются и спорадические отсылки к махаянской литературе. Диссертанткой учтено, естественно, не в подлиннике, но в надежных переводах, большинство важных пассажей буддийского палийского канона, где трактуется тема смерти. Привлекалась также и «Энциклопедия абхидхармы» Васубандху. Вторичной же литературы в библиографии немного, но это само по себе не является недостатком. Впрочем, несомненно, что возможная компаративистская культурологическая монография по теме украсила бы библиографию и улучшила ра¬боту. Диссертация написана хорошим языком, претензий к научному стилю у меня нет, а очевидная неопытность Вероники Кломас оборачивается свежестью изложения. Избранная тема не только философски и культурологически существенна, что делает ее уместной для данной программы обучения, но и экзистенцально значима. С первых строк введе¬ния читатель может с удовлетворением отметить, что диссертантка в полной мере отдает себе в этом отчет и что ее увлеченность не позволяет ей, к счастью, свести разработку предмета исследования к объективист¬ской его трактовке. Фактическая сторона, знание вопроса безусловно присутствует, но опирается на имеющуюся у Вероники принципиальную позицию. Удачна композиция работы. Основная часть, обрамленная введением и заключением, делится на четыре главы, а они в свою очередь на пара¬графы. Введение содержит все требуемые рубрикации, т.е. указание объекта исследование и др.. В первой главе прослеживается генезис буддийского отношения к смерти, восходящего к мифологизированной биографии Будды и поставленной им перед собой задачи в связи с фактом смертности. Это надо признать правильным, имманантным предмету композиционным решением, поскольку это и логично, да и в самой буддийской традиции принято излагать важные темы подобным образом. В самом деле: уже в первой бенаресской проповеди Будда по очереди называл благородные истины, объясняя, что они такое, а потом добавлял, как к каждой из них он рекомендует относиться. Во второй главе, «Роль кармы в смерти и умирании», изложены основы буддийской теории причин смерти, введено их разделение на кармические и не кармические. Это проделано с хорошей опорой на цитаты из первоисточников. Далее следует наиболее деликатный и трудный раздел темы - об отношении раннего буддизма к самоубийству. В текстах описываются разные случаи и коллизии, завершавшиеся чьим-то самоубийством, трактовки их не единообразны, и исследователь обязан быть тщательным. Диссертантка ,по нашему мнению, успешно преодолела трудности, ее выводы корректны и не вызывают возражения. Раздел 2.3. Смерть и нирвана содержит немало тонкостей и в общем проблема трактуется верно, хотя не обошлось и без понятийно сомнительных формулировок, к примеру «нирвана - единственная часть своего персонального нирванического бытия», где вызывает вопросы и «бытие», и «персональное». Посвященная межкультурному и межрелигиозному сопоставлению отношения к смерти в разных традициях третья глава является совершенно необходи¬мой частью работы. Хорошо, что была привлечена классическая книга Филиппа Арьеса и жаль, что ничего не сказано о нынешнем изгнании темы смерти из пуб¬личного дискурса. В последней главе обсуждаются буддийские практики, имеющие касательство к смерти своей или чужой: преодоление страха смерти; принятие ее как факта экзистенции, в результате чего по мысли древних буддистов должна возникать воля не тратить жизнь впустую; избавление от ужаса перед образом своего будущего мертвого тела; буддийский способ утешения людей, переживающих утрату своих близких Диссертация В. Кломас оформлена добросовестно и аккуратно , производит благоприятное впечатление, почти не содержит опечаток.. Отмечу непоследовательность в передаче некоторых буддийских терминов, что связано с разноречием цитируемых источников. Несмотря на наличие отмеченных недостатков, представленная работа вполне соответствует требованиям к такого рода сочинениям и заслуживает высокой оценки. Диссертантка заслуживает присуждения ей степени магистра по указанной специальности.