ОТЗЫВ рецензента к.филос.н., доцента Свешниковой Ирины Геннадьевны о магистерской диссертации Каяндер Ольги Александровны «Этика воспитания: ценности, стратегии, нарративы» (направление подготовки 47.04.02 – Прикладная этика) Магистерская диссертация Каяндер Ольги Александровны «Этика воспитания: ценности, стратегии, нарративы» посвящена классической проблеме – проблеме воспитания. Однако столь классическая тема получила весьма оригинальную проработку в исследовании Ольги Александровны: автор пошел не по привычному пути анализа основных моделей и стратегий этики воспитания, сложившихся в истории этической мысли, а по пути обоснования выделения этики воспитания в качестве одного из направлений прикладной этики и определения предметного поля этики воспитания. В ходе исследования автор анализирует истоки и предпосылки формирования этики воспитания, определят ценности воспитания как социальной практики, обозначает круг проблем и задач этики воспитания, а также методы, привлекаемые в этике воспитания. Достоинством работы Каяндер О.А. является то, что автору удалось подтвердить теоретическое исследование ценностей воспитания собственным эмпирическим исследованием ценностей воспитания. В рамках магистерской диссертации Ольга Александровна провела эмпирическое исследование стратегий современного воспитания в семье, а также проанализировала современную доктрину воспитания на примере Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. В качестве достоинства работы также можно отметить то, что автору удалось избежать психологизации темы и педагогически-дидактической интонации (к сожалению, этим отличаются многие современные исследования данной темы). В качестве не столько замечаний, сколько уточнений: по прочтении работы осталось не совсем ясно, какую позицию отстаивает автор - этика воспитания выступает как самостоятельное направление прикладной этики, или же этика воспитания существует в рамках социальной этики, как одно из ее предметных полей? Хотелось бы уточнить, в каком значении автор понимает социальную этику? Как соотносятся предметные поля социальной этики и этики воспитания? Этот вопрос является дискуссионным и ни в какой мере не снижает ценности работы Ольги Александровны. Рецензируемая работа Каяндер Ольги Александровны «Этика воспитания: ценности, стратегии, нарративы» является самостоятельной (согласно данным, полученным в Blackboard заимствования составляют 15% и относятся к стандартным формулировкам, списку использованной литературы и элементам оформления работы, при этом значительный процент совпадений приходится на приложение - эмпирическую часть работы, в которой встречаются стандартные формулировки для описания самого эмпирического исследования) и полностью соответствует требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации по направлению подготовки 47.04.02 – Прикладная этика, а именно: проблематика темы исследования является актуальной, название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четкую целевую направленность, в работе продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, базирующаяся на прочных теоретических знаниях по избранной теме и убедительных аргументах, материал изложен корректно с учетом принятой научной терминологии, полученные результаты достоверны и выводы обоснованны, стиль написания является научным, работа оформлена в соответствии с требованиями. Работа заслуживает оценки «отлично». Кандидат философских наук, доцент Кафедры философии и истории Российского государственного института сценических искусств И.Г. Свешникова