РЕЦЕЗИЯ на магистерскую диссертацию Кабышевой Эльвиры Владиславовны «Феномен “пацана” в отечественном кинематографе с 1983 по 2015 годы: культурологический анализ» по направлению подготовки 51.04.01 – Культурология, образовательная программа «Русская культура» Рецензируемая работа Кабышевой Эльвиры Владиславовны «Феномен “пацана” в отечественном кинематографе с 1983 по 2015: культурологический анализ» является самостоятельной (согласно данным, полученным в Blackboard заимствования составляют 5% и относятся к стандартным формулировкам, списку использованной литературы и элементам оформления работы), соответствует требованиям, предъявляемым к магистерской диссертации по направлению подготовки 51.04.01 – Культурология (образовательная программа «Русская культура»), а именно: проблематика темы исследования несомненно актуальна для современных культурологических исследований, название работы соответствует ее содержанию, исследование имеет четко сформулированные цель и задачи, в магистерской диссертации продемонстрирована логическая последовательность изложения материала, основанная на изучении теоретических материалов и анализе обширного культурологического материала, форма изложения и язык диссертации, не смотря на определенные погрешности стиля, соответствует требованиям к магистерской диссертации, полученные результаты достоверны, выводы обоснованны, работа оформлена в соответствии с необходимыми требованиями. В рецензируемой работе представлена репрезентативная источниковедческая база, автор правильно делает акценты на актуальных и новаторских работах Д. Громова, вместе с тем работу бы украсил анализ антропологических исследований, которые представляли реестр молодежных субкультур, их формы презентации как «стиля жизни». Автор весьма скрупулезно пытается разобраться в феномене «пацана», дать его дефиницию, различные характеристики и формы презентации. Но «пацан» не равен локоцентрическому «гопнику», в его «стиле жизни» есть многие признаки идеоцентрических субкультуры. Следовало бы и более критически относится к источникам, которые скорее предъявляют гипотезы, чем аргументированные факты. Особенно это касается истории функционирования уличных субкультур. Основной научной задачей автора является изучение функционирование образа «пацана» в отечественном кинематографе. Автор берет точкой отсчета 1983 год («Пацаны» Д.Асановой), но делает абсолютно правильный экскурс в более раннюю историю представления образа в кинематографе. Автор берет точкой отсчета 1983 год («Пацаны» Д.Асановой), но делает абсолютно правильный экскурс в более раннюю историю представления образа в кинематографе. Рецензент бы приветствовал анализ изменения маркеров «пацанства» и до 1983 года и сравнение с зарубежными примерами. Следует отметить, что после презентации содержания «пацанских» фильмов, автор представляет абсолютно качественное научное исследование, где первенствует научная методология, и ряд выводов автора представляется новаторскими. Прежде всего, это определение и анализ оппозиций («гламуру», «ментам», «богатым», «лохам»); скрупулезное социокультурное исследование «братства» как главной характеристики субкультуры; представление маскулинных характеристик художественных образов. Весьма интересны и многие «попутные» замечания автора, например, рассмотрен «автомобильный» дискурс контексте перемещений героев их лексические формулы. Выводы исследования касающиеся интерпретаций «мужского» гендера, реактуализации и романтизация образа «пацана» и перспектив интерпретаций «пацанства» представляются доказательными и убедительными. Настоящее исследование обладает серьезной научной перспективой. Во первых, необходимо учитывать феномен «состязательности», который свойственен кинематографу, как любому виду искусства. Во-вторых, образ «пацана» не равен реальному «пацану» и надо определить и представить внешние знаки его презентации в кино: лексикон, одежду, быт и прочее. В третьих, необходимо представить «этический маятник» субкультуры, ее подражательные ориентиры и ценностные характеристики. Разумеется, в контексте представления ее в кинематографе. В целом, исследование ответило на поставленные научные задачи, автор исследовал проблему с антропологической внимательностью, и, несмотря на некоторые замечания, считаю, что представленная на рецензию магистерская работа Кабышевой Эльвиры Владиславовны «Феномен “пацана” в отечественном кинематографе с 1983 по 2015: культурологический анализ» заслуживает оценки «отлично». Руководитель Центра исследований детской литературы ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН, доктор филологических наук, профессор Головин В.В.