Рецензия на выпускную квалификационную работу Формирование образа антагониста в перестроечном кино специалиста Зверевой Дарьи Владимировны В своей работе Зверева Д.В. исследует феномен «перестроечное кино», и в частности образ антагониста на обширном киноматериале указанной эпохи, а также, привлекая широкий пласт киноведческих и общих историко-культурологических материалов. В работе делается попытка двигаться от исторических документов и современных гуманитарных рефлексий, связанных с понятием «перестройка» к выявлению конкретных механизмов формирования специфической эстетики «перестроечного кино». Рецензируемая работа состоит из трех глав, в которых последовательно уточняется что именно автор квалификационной работы имеет ввиду. В начале работы автор обращается к историческим и идеологическим границам указанного периода, а во второй и третьей главе уделяет внимание уже конкретике кинематографических произведений, указывая на специфический аспект, однозначно маркирующий основные произведения «перестроечного кино» - конфликт главного героя и среды (в разных киноработах, по уточнению автора, среда как антитеза героя выступает в разных ипостасях (государство, семья, преступный мир и т.д.). Хочется отметить прозрачность подхода автора в выборе кинофильмов: предлагается рассматривать самые кассовые, самые успешные, с точки зрения массового внимания, фильмы. Также вызывает уважение скрупулезный анализ фильмов под углом выбранной методологии и концептуального понятия «антагонистического героя». Исследованы многочисленные источники, перечисленные автором во введении к работе, проведен разносторонний анализ различных аспектов восприятия массового кино конца 1980-х. Автор также пользуется научной литературой на русском и английском языках. Следует отметить и некоторые недостатки работы. В качестве методологической базы выбран подход в анализе кинематографического образа, предложенного Жилем Делезом в двухтомнике «Кино». Вызывает вопрос не столько выбор привлеченной концепции, сколько довольно ограниченный и не совсем убедительный выбор «инструментария» для теоретического осмысления заявленной темы. Взятый за методологическую основу фрагмент «Кино», описывает сферы проявления и преобразований Большой и Малой формы. При использовании данного концепта были ожидания увидеть анализ преобразования, «перестройки» знаковых «индексов» советского кино в кинематографе периода распада. Надо признать, автор квалификационной работы, скорее интуитивно, нежели сознательно, привлекает в качестве «антагонистического» материала кинематограф Большой социалистической формы, упоминая 5-й съезд кинематографистов и маститых режиссеров тех лет (С. Бондарчук, С. Ростоцкий, Е. Матвеев). Было бы очень интересно, на взгляд рецензента, проследить трансформацию и взаимопереплетения традиции и модерна, который мы можем наблюдать на материале такого уникального эстетического феномена как «перестроечное кино». Несмотря на указанные недостатки, работа удовлетворяет всем квалификационным требованиям и заслуживает отличной оценки. Рецензент – Бадьин А.В.