Отзыв научного руководителя на ВКР Зверевой Д.В. «Формирование образа антагониста в перестроечном кино» Эпоха перестройки является одной из самых интересных с точки зрения истории, философии, культурологии. Одни изменения в этот краткий период стали необходимой составляющей для последующего развития, другие остались на уровне возможностей, так и не перешедшей в действительность; одни перестроечные движения создали свою традицию, другие стали достоянием предания. Перестроечное кино, несмотря на близость и доступность киноматериала, также является все еще terra incognita. Безусловно, существуют отдельные работы, посвященные тому или иному аспекту кинематографа перестройки, но цельного представления о том, какие же тенденции были определяющими, а какие – периферийными, в отношении кинематографа этого периода нет. В работе Д.В.Зверевой поставлена амбициозная задача – вскрыть своеобразные архетипы перестроечного бессознательного посредством внимания к тому, как на эти архетипы указывало перестроечное кино. И я полагаю, что эта задача Д.В.Зверевой удалась. И если продолжать определять ведущие тенденции развития посредством концепта линий («линия Платона» и «линия Демокрита»; «линия Канта» и «линия Гегеля» и т.д.), то можно смело заявить, что Д.В.Зверева удачно определила в перестроечном кино «линию Крымова» и «линию Бананана» как определяющие для всего киноискусства того времени. Выделение этих двух линий можно смело считать важным научным достижением Д.В.Зверевой. Отдельно хочу отметить опору на строгую методологическую базу как отношении самого понятия перестройки и его искусства, так и в отношении анализа киноматериала. Именно эта строгость вызвала как последовательность и логичность в изложении, так и обоснованность в выводах Д.В.Зверевой. Оказалось весьма удачным привлечение методологии Ж.Делеза для анализа малой формы образа-действия перестроечного кино. Д.В.Зверева увлеченно и последовательно прошла по пути применения этой методологии и сделала очень важные выводы, имеющие отношение как к анализируемому материалу, так и для теории и практики мифодизайна. Также необходимо отметить и Приложение, в котором показано стремление Д.В.Зверевой донести свой анализ перестроечного кино до широкой русскоязычной публики. Считаю, что диссертация Д.В.Зверевой выполнена на высоком профессиональном уровне, является качественной квалификационной работой и заслуживает самой высокой положительной отметки. К.ф.н., доц. А.Е.Радеев.