ОТЗЫВ на магистерскую диссертацию ДРУЖИНИНОЙ АННЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ «КОПИЯ ОРИГИНАЛ: РОЛЬ И МЕСТО В МУЗЕЕ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО» Направление 072300 «Музеелогия и охрана объектов культурного и природного наследия» Прежде всего хотелось бы отметить отвагу диссертанта глобальным охватом исследования темы. Работа четко сформулирована и в дальнейшем допускает (более того, - требует!) расширения, включения частных дополнений и уточнений Текст диссертации включает «Введение», три главы и «Заключение». Лапидарность стиля не сказывается на убедительности исследования, достигая цели. Автор хорошо знаком с литературой, пользуется ею. Диссертант умело использует примеры копийной практики, которые способствуют решению задач диссертации. Один из основных выводов диссертации: «… классический музей как место хранения, изучения и популяризации артефактов, произведений искусства никуда не исчезнет. Место и роль оригинала в нем останутся прежними – как основа музейной коллекции. Копия может в чем-то потеснить оригинал в экспозиции, может занять самостоятельное место в различных просветительских проектах музеев. Но она всегда будет вторична». Объем работы, ее четко определенная цель вывели за пределы рассмотрения и реставрацию, и фальсификацию произведений искусства. А между тем они тесно смыкаются. Можно уповать на развитие высоких технологий, на трехмерное (3-D) лазерное сканирование, но творческий мир автора будет закрыт для копирующего. Лишь полное погружение в этот мир позволит приблизиться к оригиналу. Это будет не только воссоздание стратиграфии произведения (основа – грунт – красочные слои – покрывной лак), но и стремление разгадать и скорость движения кисти автора, глубину и толщину мазка, etc...). По сути, копиист обязан знать о произведении больше, нежели автор оригинала. Это очень важно в реставрации и при таком герменевтическом подходе подлинность раскрытого памятника будет максимальной (при этом химические, биологические, технико-технологические исследования и т.д. исследования будут выступать в качестве вспомогательных дисциплин). Убежден, что Анна Александровна заслуживает самой хорошей оценки за нетривиальную постановку задачи, за ее успешное решение, за чувство стиля и т.д. Хотелось бы пожелать диссертанту продолжить работу, которая представляется весьма перспективной. Заведующий Сектором теории и истории музейной реставрации Государственного Русского музея /М.Г. Малкин/ 26-05-2016