ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Кафедра музейного дела и охраны памятников Отзыв руководителя на магистерскую диссертацию Дружининой Анны Александровны КОПИЯ И ОРИГИНАЛ: РОЛЬ И МЕСТО В МУЗЕЕ ПРОШЛОГО, НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО Направление 072300 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» Магистерская программа «Визуальные технологии в музее» Тема магистерской работы А. Дружининой столь емкая и многозначная, что допускает подходы с различных позиций: технологических, музейно-практических, исторических, просветительских... Магистрант выбрала самый серьезный – культурологический подход, который позволяет после всестороннего анализа прийти к основным заключениям (отвечающим направлению музеология и магистерской программе) относительно роли копии и оригинала в музее. Вообще-то, тема в подобной постановке несколько сложна для магистерской работы (поэтому исследование не лишено некоторых недостатков: например, спектр источников, используемых автором, мог бы быть шире, хотя в то же время магистрант довольно правильно оценила свои силы и сосредоточилась на внимательном изучении источников, наиболее полезных для разработки темы). Но Дружинина проявила настоящий интерес к теме и способность к исследовательской работе, большую часть диссертации подготовив самостоятельно, например, самую сложную главу, посвященную психологии восприятия. В диссертации рассматривается сначала роль копии и копирования в культуре и искусстве, традиционные технологические вопросы копирования, затем – центральный пункт – психологические аспекты восприятия, что усложняет и «оживляет» проблему за счет включения субъекта в стандартную механистическую схему оценки копии. В таком подходе влияние копии становится вариативным, неоднозначным, оно зависит не только от качества воспроизведения, но и от широкого контекста, от культурного опыта и индивидуальных особенностей зрителя. Представление о подобной вариативности создает базу для перехода к решению основного вопроса, какова есть и какими будут место и роль оригинала и копии в музее. В музее третьего тысячелетия автор отводит достойное место и оригиналу, и копии, соответственно в музее «классическом» и «демократическом», предполагая, что расширение жанрового многообразия современных музеев ни в коей мере не препятствует процветанию Лувра и Эрмитажа. Представления же о музее будущего магистрант, разделяя взгляды научного руководителя, связывает с поисками масштабных целей, которых так не хватает актуальным музейным проектам, и, конечно, с виртуальным пространством, где появляется возможность открыть зрителю все тысячелетние богатства культуры. Хотя автору есть над чем работать: следует развивать способность к обобщению и стройному выражению мыслей, следует заключить, что основные задачи исследования достаточно успешно решены, работа отвечает требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и, безусловно, заслуживает положительной оценки. Дриккер А.С., д-р культурологии, профессор кафедры музейного дела и охраны памятников Института философии СПбГУ 26 мая 2016 г.