РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу Божичко Петра Феликсовича по теме «ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ» по направлению Конфликтология по уровню обучения магистратура Петр Феликсович Божичко взялся за рассмотрение острой актуальной темы, которая приобретает в последние годы все большее значение. В современном обществе в результате демократизации общества и увеличения степеней свободы ее самореализации молодежь часто оказывается перед непростым выбором средств самоутверждения и достижения успеха. Ослабление авторитарного подхода к управлению и воспитанию высвободило не только позитивные, но и негативные, деструктивные социальные процессы в современной российской действительности. Эти явления особенно ярко и массово представлены в молодежной среде. Выбранная Петром Божичко для его исследования возрастная категория молодых людей, пожалуй, является наиболее проблемной, и в связи с этим вполне соответствующей теме исследования. Таким образом, объектом исследования для Петра Божичко становится конфликтологическая культура российской современной молодежи (от 14 до 18 лет), а предметом – способы формирования этой культуры у молодых людей в современной России. Поставив перед собой в качестве цели формирование конфликтологической культуры у современной российской молодежи, автор конкретизирует ее в наборе раскрывающих ее задач: определение основных понятий, используемых в работе (таких как «конфликт», «молодежь», «конфликтологическая культура» и т.д.), определение основных характеристик конфликтологической культуры, определение основных методов формирования конфликтологической культуры, анализ современной конфликтологической культуры российской молодежи, разработка программы формирования конфликтологической культуры молодежи. В первой главе Петр анализирует взгляды различных авторов на базовые понятия своей работы. Он приводит многочисленные интересные данные по рассматриваемой теме. Дополнительную ценность придает работе богатый материал, рассказывающий о разнообразных программах формирования различных аспектов конфликтологической культуры молодежи в нашей стране и за рубежом. В итоге Божичко формулирует определения основных понятий и приходит к выводу о недостаточности существующих на данный момент систем обучения для формирования конфликтологической культуры молодежи. Сопоставляя термины «конфликтная компетентность», «конфликтологическая компетентность», «конфликтологическая культура», Петр приходит к выводу, что именно последний наиболее полно и адекватно отражает комплексность и глубину стоящей перед ним цели. Автор предлагает многокомпонентную структуру конфликтологической культуры и на ее основе выстраивает программу ее формирования. Петр приводит деление подходов к пониманию культуры на аксиологический и антропологический и останавливается на первом, понимая ее в положительном оценочном ключе. Представляется ценным рассмотрение роли разных возрастных групп, как взрослых, так и ровесников в формировании конструктивного менталитета и коммуникативных навыков, позволяющих продуктивно взаимодействовать в конфликте. Значительный интерес представляет эмпирическое исследование автором уровня сформированности различных блоков конфликтологической культуры у молодых людей до и после обучения по разработанной им программе. Несмотря на сравнительно небольшое количество испытуемых (20), учитывая трудоемкость исследования, можно отметить его значимость. Исследование подтвердило гипотезы автора и дало новые данные для совершенствования обучающих программ. В то же время работа не свободна от некоторых недостатков. Иногда авторская мысль опережает порядок изложения. Например, термин «конфликтологическая культура» сначала появляется в тексте, а раскрывается намного позже. Название некоторых разделов работы представляется не вполне удачным. Например, названная с большим размахом глава об исследовании «современной российской молодежи» на самом деле рассказывает о 20 подростках. Формулировка цели тоже не вполне отражает ту, которая на самом деле ставится в работе. Кажется более удачным вместо «формирование конфликтологической культуры у современной российской молодежи» использовать «изучение возможностей формирования…». Несмотря на отмеченные несущественные недочёты, работа представляет несомненный интерес, читается с удовольствием, написана хорошим языком. Она является законченным исследованием и соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям. Хочется пожелать автору исследовать также антропологический аспект понятия «культура» в контексте его темы. Таким образом, выпускная квалификационная работа Петра Феликсовича Божичко заслуживает отличной оценки. Рецензент: Доцент, д-р. филос. наук Вахнин Н.А.