Рецензия на на выпускную квалификационную работу Акимовой А. А. «Взаимоотношения еврейского общества и ученых в Талмудический период (в I – V вв.н.э.)» Магистерская диссертация А.А. Акимовой «Взаимоотношения еврейского общества и ученых в Талмудический период (в I – V вв.н.э.)» посвящена изучению роли мудрецов в период после разрушения Второго Храма, а также взаимоотношению с еврейским обществом в Талмудический период. В настоящее время взаимоотношения еврейского общества и ученых недостаточно изучены и проблема приобщения еврейского народа к религиозным знаниям не потеряла своей значимости и в современном мире, что и определило актуальность работы. Магистерская диссертация А.А. Акимовой состоит из введения, 4 глав, заключения, списка использованной литературы, списка использованных Интернет-ресурсов и приложения. Список использованной литературы включает 35 позиций, список использованных Интернет-ресурсов - 94 позиции. Во Введении обоснован выбор темы, сформулированы цели и задачи работы, направленные на определение той степени влияния мудрецов (класса ученой элиты периода Мишны и Талмуда), которой они обладали в приобщении (просвещении) еврейского народа к религиозной учености и на становление новой фазы развития еврейской культуры в условиях существования диаспоры. Также представлен краткий обзор истории становления системы образования современного Израиля и места религиозного образования в этой системе. Как, в условиях современной реальности, проводится религиозное обучение с целью приобщения еврейского народа к религиозным знаниям. Первая глава «Иудея между Великим Восстанием (66-73 гг.н.э.) и восстанием Бар- Кохбы (132-135 гг.н.э.)» посвящена обзору Иудеи до разрушения Второго Храма. Магистрант ссылается на работы таких авторов, как Г. Грец, Ю. Виппер, С.М. Дубнов, А. Штейнзальц, С. Эттингер, И.Р. Тантлевский, М. Пантелят, Л. Шифман, Р. Сэмюэле, М. Даймонт, М. Штейнберг. Использованы труды Иосифа Флавия, цитаты из трактата «Пиркей Авот» в переводе Р. Кипервассера. Магистрант подробно рассматривает положение евреев в Эрец-Исраэль между Великим Восстанием и восстанием Бар-Кохбы, а также - создание духовного центра мудрецами в Явне (после разрушения Второго Храма). А.А. Акимова демонстрирует владение литературой изучаемого вопроса, непосредственно связанной с исследуемой темой, т.к. важной частью магистерской диссертации является выражение «ам га-арец» (הארץ עם) в сочетании с «учеными» (мудрецами). Особое внимание обращает А.А. Акимова на вопрос, связанный с меняющимся значением выражения – «народ земли» (הארץ עם) от первоначального названия (доизраильское население Ханаана) и до обозначения неуча, невежды, особенно в области еврейской письменности и знания религиозных законов, тех, кто не изучал Тору, которое употреблялось в разговорном еврейском языке в Талмудическую эпоху. Приводятся цитаты из ТаНаХа, цитаты мудрецов из трактатов Иерусалимского и Вавилонского Талмудов. Во второй главе «Мудрецы Мишны и Талмуда» подробно рассмотрены вопросы периода деятельности таннаев и амораев Эрец-Исраэль и Вавилонии в Талмудическую эпоху, показаны Центры еврейского образования, распространение религиозных знаний с целью обучения (просвещения) еврейского народа, представлено культурное наследие мудрецов периода Мишны и Талмуда и их вклад в еврейское богослужение. Основным материалом послужили работы Г. Аллона, Э.Э.Урбаха, И.Р. Тантлевского, А.Б. Ковельмана, И. Амира, И. Гафни, А. Штейнзальца. В третьей главе «Мудрецы и простолюдины в иудаизме» рассматриваются взаимоотношения ученых (мудрецов) и простолюдинов, где внимание обращено на ряд источников, из которых видно, что отношение ученых (мудрецов) к «ам-гаарец» (невежд в области религиозных знаний) было крайне неприязненным. Показаны предпринятые действия со стороны мудрецов для обучения еврейского народа к религиозным знаниям, что послужило, как полагает магистрант, решению проблемы противостояния мудрецов и «ам-гаарец» в период Мишны и Талмуда, а также становлению новой фазы развития еврейской культуры - от эпохи Мишны и Талмуда к Средневековью. Дано значение Талмудического образования, как для его современников, так и для судеб евреев в предстоящие столетия, которое предопределило исторический облик евреев вплоть до новейшего времени. В четвертой главе «Израильская система образования» рассматриваются вопросы религиозного образования уже в современном Израиле, так как магистрант полагает, что вопрос распространения религиозного образования - остается одной из важнейших задач на территории Эрец-Исраэль в настоящее время. Это связано с огромной волной репатриантов после образования государства. Ставятся вопросы о том, кто сейчас доносит законы Талмуда до еврейского народа после долгожданного возвращения в Эрец-Исраэль. Какие шаги предпринимаются по реализации интегрированного обучения огромного числа репатриантов, прибывших более чем из семидесяти стран мира. Освещены вопросы становления израильской системы образования, показана структура системы образования, в рамках которой реализуются программы обучения религии. Рассматривается роль религиозных учреждений в вопросах просвещения еврейского народа в настоящее время для исполнения главного религиозного долга иудея - изучение Торы с той целью, чтобы значение выражения «ам-гаарец» - как невежды и того, кто не изучает законы Торы, утратило свою актуальность как в современном мире, так и в будущих поколениях. Представлен перечень религиозных учебных заведений таких, как ешивы, религиозные педагогические колледжи, религиозные центры по изучению ТаНаХа и Талмуда на территории Израиля. В качестве материала исследования магистрант использует: Отчет Комиссии Кнессета 20-го созыва по образованию, культуре и спорту от 17/05/2015г. «О Системе образования в Израиле»; раздел из Книги планов правительства Израиля на 2016 год, касательно Программы министра Просвещения; материалы сайта Министерства абсорбции в помощь новым репатриантам; материал сайтов по Изучению Торы и Талмуда на русском языке в Израиле; образовательные программы ешив - «Махон Меир», «Толдот Йешурун», Ешива-тихонит; материалы статьи «Новые репатрианты в системе непрерывного образования взрослых в Израиле» и др. В результате анализа системы образования Израиля выявлено, что, используя мировой опыт, израильтяне создали оптимальную (гибкую) систему образования, позволяющую, с одной стороны, обучение в общеобразовательных учебных заведениях и, с другой стороны, обеспечение свободного развития учащегося в системе религиозного образования, что способствует сохранению целостности еврейского народа и развитие его культуры. Отмечено, что любой гражданин Израиля (в любом возрасте!) может получить необходимое ему образование, как в области религиозных знаний, так и в изучении светских наук. В Заключении магистерской диссертации приведены выводы, подводящие итоги данного исследования. В Приложении представлен наглядный материал в виде карт, схем, таблиц, рисунков, которые являются наглядным дополнением и привлекались к анализу в магистерской диссертации. Таким образом, задачу настоящей магистерской работы можно признать выполненной. Данная магистерская диссертация представляет интерес для историков, преподавателей педагогических вузов в области истории образования, культурологов, а также будет представлять интерес при создании курса «История системы еврейского образования», которая существует не менее трех тысяч лет и играет решающую роль в сохранении целостности еврейского народа и развитии его культуры. При несомненных достоинствах работы, хотелось бы высказать несколько замечаний, которые носят частный характер. Так, например, при цитатах из Талмуда - нет ссылок на издания Талмуда; при указании списка использованной литературы мы можем наблюдать, что магистрант мало обращается к публикациям зарубежных авторов; нет списка авторов диссертационных исследований, к примеру, за пять лет по данной тематике; работа, в целом, носит обобщающий характер и, в основном, включает компиляционный материал. Замечания по техническому оформлению магистерской диссертации, а именно: встречаются ссылки, оформление которых не соответствует ГОСТу Р 7.0.5 – 2008, а также список использованной литературы, в частности, Интернет-ресурсы, заключены в рамку, что также не соответствует правилам оформления Списка использованной литературы. Однако, высказанные замечания носят рекомендательный характер и не уменьшают ценности данной работы. Магистерская диссертация А.А. Акимовой представляет законченное, самостоятельное исследование, результаты которого могут быть использованы в курсах истории образовательных систем, истории еврейского народа в эпоху Мишны и Талмуда, при создании презентаций, которые будут посвящены религиозным образовательным программам в современном Израиле. Магистерская работа отвечает всем требованиям, предъявляемым к данному виду работ и заслуживает положительной оценки. д.ф.н., профессор, профессор кафедры социологии и религиоведения РГПУ, Прилуцкий А.М.