ОТЗЫВ научного руководителя на магистерскую диссертацию Акимовой Алёны Акимовны на тему: «Взаимоотношения еврейского общества и ученых в Талмудический период (в I – V вв.н.э.)», представленную на соискание степени магистра по направлению 51.04.01 – культурология Проблема своеобразия еврейского общества эпохи Второго Храма, Мишны и Талмуда – одна из центральных при изучении истории еврейского народа в древности. Документы той эпохи, дошедшие до нас, были составлены мудрецами в стенах бет-мидрашей и йешив Страны Израиля и Вавилонии. Ценности и нормы поведения, выраженные в книгах мудрецов, традиционно служили основой изучения социальных отношений той эпохи. В этот период происходит сбор бытовавшей в устной форме информации и формирование тематических сборников: Мишны, Тосефты, Талмудов и обширной литературы Мидраша. И стремление приобщить еврейский народ к религиозным знаниям было доминирующей тенденцией – так была выдвинута идея обязательности изучения Торы для религиозного еврея. Автор работы наглядно показывает, что еврейское общество в Стране Израиля в первые века новой эры было неоднородным. Особую значимость работе придают изыскания, связанные с выявлением социального статуса и характерных признаков группы населения, называемой в литературе мудрецов «ам ха-арец» (дословно – «народ земли», т.е. простолюдины). При чтении писаний ученых-«мудрецов» возникает впечатление, что речь идет об отдельной общественной группе, которой противостояли эти мудрецы. В частности, в работе использован ряд источников, из которых ясно, что отношение образованного класса к «ам ха-арец» было крайне неприязненным. Анализируются вопросы о причинах и мотивах имевших место коллизий, вызывающие бурную дискуссию современных исследователей. Рассматривая противостояние мудрецов и простолюдинов, автор работы предлагает обратить особое внимание на еврейское образование в Талмудический период, на воспитание и образование детей в эпоху Мишны и Талмуда, на значение Талмудического образования… И в этой связи процесс приобщения еврейского народа к религиозной учености становится основным предметом исследования в данной работы. Этот процесс отражает отношение мудрецов к социальным, правовым и экономическим изменениям в еврейском обществе в новых, изменившихся после разрушения Второго Храма и катастрофических поражений в антиримских восстаниях, условиях, что, в свою очередь, было направлено на сохранение и развитие еврейского народа как единого целого в условиях Диаспоры. Автор корректно расставляет акценты в исследовании системы образования и приобщения еврейского народа к религиозной учености в период Мишны и Талмуда, проводя, в том числе, и параллели с трудностями становления системы образования современного Израиля. Так, после создания Государства Израиль резко возросла волна переселенцев на историческую родину, и перед системой образования встала сложнейшая задача, связанная с необходимостью интеграции в обучении огромного числа репатриантов, прибывших из разных стран мира. И вновь возник вопрос о приобщении израильского народа к знанию классических первоисточников, религиозной традиции, священному языку и др. Для достижения цели исследования и решения задач автор опирается не только на первоисточники, но и на работы таких исследователей как Г. Грец, Ю. Виппер, С.М. Дубнов, А. Штейнзальц, С. Эттингер, И.Р. Тантлевский, М. Пантелят, Л. Шифман, Р. Сэмюэле, М. Даймонт, М. Штейнберг, Г. Аллон, Э.Урбах, А.Б. Ковельман, И. Амир, И. Гафни и др. Структура работа представляется логичной и обоснованной. Автор провел огромную работу по изучению данной проблематики, что видно, в частности, из обилия цитат и сносок, приводимых в тексте. К недостаткам работы можно отнести элементы описательности, недочеты в ее оформлении, например, отдельные сноски оформлены с нарушениями. Кроме того, некоторые части текста носят не вполне самостоятельный характер. Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в курсах по истории образовательных систем древности, истории еврейского народа в эпоху Мишны и Талмуда, а также при создании презентаций, посвященных религиозным образовательным программам в современном Израиле. Особо хотелось бы отметить, что диссертация Акимовой А.А. на тему «Взаимоотношения еврейского общества и ученых в Талмудический период (в I – V вв. н.э.)» написана с большой любовью к предмету и с глубоким знанием дела. Она, бесспорно, соответствует всем предъявляемым требованиям к выпускным квалификационным работам по направлению подготовки 031401 «Культурология», а ее автор заслуживает оценки «отлично». Научный руководитель: д.ф.н., зав. кафедрой еврейской культуры, профессор И.Р. Тантлевский