Рецензия на магистерскую диссертацию Петросян Анны Зауровны по теме «Коррекция невербальной коммуникации в период школьной адаптации учащихся с задержкой психического развития». Проблема изучения общения актуальная для детской психологии. При этом по-прежнему остается недостаточным количество публикаций по коррекции нарушений невербальной коммуникации детей с задержкой психического развития. Целью исследования стала эффективность осуществления коррекции нарушений невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития с помощью специально разработанной программы по формированию навыков общения. Предмет исследования составила невербальная коммуникация как важнейшее средство общения первоклассников с задержкой психического развития. Объектом исследования стали учащиеся первого класса с задержкой психического развития. В исследовании применялись несколько методов, которые были выбраны в соответствии с поставленной целью и задачами. Ведущим был выбран метод эксперимента, с помощью которого выявлялась специфика динамики освоения первоклассниками с задержкой психического развития средств невербальной коммуникации в результате внедрения специально разработанной для них коррекционной программы. Программа составлялась на основании полученных данных об особенностях развития невербального общения у первоклассников, поступивших в специальную (коррекционную) школу VII вида. Литературных обзор по теме работы составляет 20 страниц. Список литературы составили 65 первоисточников, 4 из которых – на иностранном языке. В обзоре отражено современное состояние психолого-педагогических исследований общения младших школьников с сохранным интеллектом и задержкой психического развития. Подробно рассмотрена невербальная коммуникация и такие ее составляющие, как жестовые системы. Изучаются теоретические представления о том, как невербальная коммуникация способствует адаптации первоклассника. Для детей из специальных (коррекционных) школ выделен именно невербальный компонент общения, который имеет компенсаторных характер при обучении школьников с задержкой психического развития. На основе анализа современной литературе по проблеме исследования был разработан дизайн эксперимента, раскрывающий особенности и взаимосвязи развития и понимания невербальной коммуникации первоклассниками с задержкой психического развития. Было проведено обследование 45 учащихся 1-х классов, среди которых 28 мальчиков и 18 девочек в возрасте 7,5 лет). Среди обследованных 20 учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида имели клинический диагноз F83 – «смешанные специфические расстройства развития». Остальные 25 детей – нормально развивающихся учащихся государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы. В качестве экспертов выступали родители учащихся и учителя. Психодиагностический метод позволил выявить актуальный уровень развития невербальной коммуникации у первоклассников с задержкой психического развития и нормально развивающимся интеллектом, а также определить особенности динамики формирования навыков невербальной коммуникации после проведения эксперимента. При описании и интерпретации полученных результатов применялись математико-статистические методы обработки данных, такие как критерий t- Стьюдента, факторный и дисперсионный анализы. Автору диссертации удалось выявить особенности понимания конвенциональных жестов первоклассниками с задержкой психического развития, определить специфику невербальной коммуникации первоклассников с задержкой психического развития на примере коммуникативных, модальных и описательно-изобразительных жестов. В работе выявлена динамика развития понимания и умения использовать невербальные средства общения (на примере жестов) в ходе коррекционно-развивающей работы с первоклассниками с задержкой психического развития. Проведен сравнительный анализ выявленной динамики учеников с задержкой психического развития и нормально развивающихся сверстников. Одним из достоинств работы также является проведенное сравнение понимания учителями и родителями степени использования невербальных средств общения первоклассниками с задержкой психического развития. Наличие эксперимента в естественных учебных условиях, позволило подтвердить гипотезы о том, что первоклассники с задержкой психического развития имеют специфические особенности понимания и использования невербальных средств общения, проявляющихся в ограниченности и однообразности используемых жестов, но способны овладеть навыками понимания и использования невербальной коммуникации. Поставленные задачи были реализованы в ходе психодиагностической и коррекционно-развивающей работы. Результаты исследования А.З. Петросян имеют несомненную практическую значимость для психологов, учителей, родителей. В целом работа А.З. Петросян выполнена на высоком уровне, соответствует всем требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и заслуживает оценки «отлично». Рецензент: Доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии А.В. Щукин