РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Петровой О.В. «Особенности эмоциональной регуляции у детей в доме ребенка с семейным окружением» Тема настоящего исследования актуальна и обладает высоким практическим потенциалом и социальной значимостью. Глубокое понимание особенностей эмоциональной регуляции детей раннего возраста в связи с характеристиками социального окружения, полом и возрастом имеет огромное значение для выстраивания системы сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации в доме ребенка. Известно, что эмоциональная регуляция относится к одной из наиболее уязвимых и подверженных влиянию депривации и небезопасности областей функционирования ребенка. С недооценкой значения эмоциональной регуляции и отсутствием осмысленных и выстроенных условий для ее формирования у воспитанников домов ребенка связаны подчас необратимые последствия для развития и социальной адаптации ребенка, которые прослеживаются после перевода детей в замещающие семьи. Актуальность исследования определяется законодательно поддержанной направленностью домов ребенка на организацию жизни детей в «семейных» группах и создание условий для формирования их психического здоровья. Исследование обладает научной новизной: впервые получены данные в новых условиях для обоих учреждений: в настоящее время во всех домах ребенка снизилось количество детей, а вот графики работы персонала, наличие или отсутствие близкого взрослого и профессиональные ценности сотрудниц в связи с программой обучения (в модернизированном доме ребенка) - различаются. Текст работы прекрасно структурирован, литературный обзор написан интересно, раскрывает изучаемую область последовательно и логично. Автор ссылается на 76 источников, 55 из которых – на английском языке. Четко прописаны задачи и в соответствии с ними представлены результаты. Методология исследования эмоциональной регуляции апробирована и эффективна; известно также, что анализ эмоций с помощью метода IAM является необычайно трудоемким. Важно отметить профессиональный математический анализ данных, результаты которого дипломантка раскрыла и тщательно проработала; диаграммы и графики помогают восприятию материала. Хочется также отметить обсуждение результатов, в котором дипломантка сопоставляет полученные данные с имеющимися исследованиями. В исследовании получены очень интересные результаты: ожидаемым и позитивным результатом является большая эмоциональная активность, гибкость и вариативности эмоциональной регуляции у детей из «семейного» дома ребенка. Выявленные общие для обоих домов ребенка характеристики эмоциональной регуляции - минимизирования эмоциональных проявлений в ситуациях разлучения и взаимодействия с близким взрослым, подавление негативных эмоций – вызывают обеспокоенность. По справедливому замечанию автора, в продолжении исследования эмоциональной регуляции детей из домов ребенка важно учитывать срок пребывания в учреждении и возраст поступления, но отсутствие этих сведений в настоящей работе не уменьшают ее научной и практической значимости. Выпускная квалификационная работа Петровой О.В. является самостоятельным научным трудом, отличается актуальностью, новизной и высокой практической значимостью, соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и заслуживает оценки «отлично». Доцент кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, к.пс.н. Пальмов О.И. РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию О.В. Петровой «Особенности эмоциональной регуляции у детей в доме ребенка с семейным окружением» на соискание степени магистра по направлению 030300 – «Психология», основной образовательной программы «Психическое здоровье» Работа О.В. Петровой посвящена изучению эмоциональной регуляции детей, проживающих в различных условиях социального окружения. Эта тема является достаточно новой в отечественной научной среде, в то же время диссертантка достаточно аргументированно обосновывает актуальность вышеуказанной проблематики. Кроме того, исследование, проведенное диссертанткой, поддерживает результаты недавно проведенной модернизации домов ребенка в связи с получением новых данных о влиянии введенных изменений на эмоциональную сферу воспитанников домов ребенка. Теоретическая значимость работы определяется тем, что результаты проведенного исследования вносят значимый вклад в понимание эмоционального развития детей младенческого и раннего возраста в системе «ребенок – воспитывающий взрослый», в представления о развитии выражения эмоций в раннем возрасте и об основных стратегиях эмоциональной адаптации детей младенческого и раннего возраста к ситуации депривации, в теорию и практику психологии развития и общей психологии. Рецензируемая работа имеет классическую организацию и содержит все необходимые структурные компоненты. Магистранткой изучен большой объем научной литературы, проведен ее грамотный и тщательный анализ. К достоинствам настоящей диссертации можно отнести следующие. 1. Работа написана научным языком, понятие эмоциональной регуляции рассмотрено с точки зрения разных подходов, отражено используемое в работе определение эмоциональной регуляции. 2. Диссертационная работа О.В. Петровой характеризуется четкой формулировкой цели и исследовательских задач, адекватностью использованных методов, достаточным количеством обследованных детей, достоверным анализом полученных результатов на основе применения современных методов статистической обработки и тщательной психологической интерпретацией. 3. Сформулированная автором гипотеза, цели и задачи исследования, полученные результаты и выводы находят обоснование в представленных материалах исследования и логически вытекают из его содержания. Полученные результаты исследования проанализированы, указаны ограничения исследования и определены дальнейшие направления работы. Наряду с выделенными сильными сторонами работы имеется ряд пожеланий к автору. 1. В литературном обзоре большинство исследований, изученных магистранткой, представляют результаты эмоциональной регуляции у детей школьного возраста, что не вполне соответствует возрасту детей, из которых была сформирована выборка настоящего исследования. 2. В работе не отражено, по какой причине было решено проводить исследование именно на типично развивающихся детях. 3. В тексте третьей главы диссертации даны ссылки не на все приложения. Квалификационная оценка диссертации. Диссертация О.В. Петровой «Особенности эмоциональной регуляции у детей в доме ребенка с семейным окружением», выполненная под руководством к.пс.н., доцента М.Ю. Солодуновой, представляет собой законченное психологическое исследование, соответствующее в целом требованиям, предъявляемым к магистерским работам, указанные пожелания не снижают значимости проведенного исследования, а его автор Петрова О.В. заслуживает оценки «отлично» и присуждения ученой степени магистра по направлению 030300 – Психология. К.пс.н., педагог-психолог ГБДОУ детский сад №41 комбинированного вида Центрального района Санкт-Петербурга "Центр интегративного воспитания" Борковская О.Л.