РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию Е.В. Павловой «Детско-родительские отношения в семьях, имеющих ребенка с анорексией» на соискание степени магистра по направлению 030300 – «Психология», магистерская программа «Общая психология и психология личности» Диссертационная работа Е.В. Павловой посвящена изучению детско-родительских отношений в семьях, влияющих на развитие нервной анорексии у девочек в подростковом возрасте. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Имеются аннотации на русском и английском языках. Название работы соответствует направлению «Психология» и магистерской программе «Общая психология и психология личности», содержание диссертации отвечает названию, методы сбора и анализа данных согласуются с поставленными в работе целями и задачами. Диссертация Е.В. Павловой представляет собой самостоятельное исследование, имеющее целый ряд несомненных достоинств. Прежде всего, необходимо отметить междисциплинарный характер исследования, т.к. детско-родительские отношения изучаются с помощью современного психодиагностического инструментария и клинико-анамнестических методов, в том числе определение ИМТ, при этом диссертант работал в условиях психоневрологического стационара. В целом проведен очень большой объем эмпирической работы, которая была организована в несколько этапов. В частности, на первом этапе была отобрана группа испытуемых с нервной анорексией (в возрасте от 13 до18 лет), а также были приглашены к участию в исследовании их семьи – родители девочек-подростков. На втором этапе была отобрана группа сравнения (условно здоровые испытуемые). Таким образом, были выявлены важные и интересные факты: • девочки-подростки с нервной анорексией не принимают появления вторичных половых признаков: развивающиеся молочные железы, формирование жировой клетчатки по женскому типу и округления форм тела; • при высокой автономности отца по отношению к девочке-подростку больной анорексией у нее отмечается меньший уровень тревоги; • при близких отношениях с матерью - испытывают напряженность и тревогу. Несмотря на несомненно высокое качество рассматриваемой работы, к ней можно предъявить некоторые замечания: имеет место излишнее погружение в теоретический обзор, что увеличивает объем работы. Подводя итог, можно констатировать, что диссертация Е.В. Павловой представляет теоретическую и практическую ценность, она соответствует требованиям, предъявляемых к диссертации на соискание степени магистра психологии. Особо следует подчеркнуть способность диссертанта проводить трудоемкое, связанное со спецификой основной группы испытуемых, исследование, что свидетельствует о высоком уровне профессиональной компетентности диссертанта. Рецензент: доктор психол. наук, профессор, декан факультета клинической психологии СПбГПМУ Минзрава России В.А. Аверин РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию Е.В. Павловой «Детско-родительские отношения в семьях, имеющих ребенка с анорексией» на соискание степени магистра по направлению 030300 – «Психология», магистерская программа «Общая психология и психология личности» Диссертационное исследование Павловой Екатерины Викторовны посвящено актуальной для современной психологической науки теме пограничного психического расстройства пищевого поведения и сосредоточено на изучении особенностей детско-родительских отношений у девочек-подростков больных нервной анорексией. Несмотря на то, что влияние личности и семейного окружения на риск возникновения и течение психосоматических расстройств у подростков достаточно глубоко изучено отечественными и зарубежными авторами, данная проблема сохраняет свою актуальность, в том числе в связи с возможным изменением роли психогенных факторов при улучшении взаимодействия детей и родителей. Данные таких исследований, безусловно, важны для обоснования направлений психотерапии и психопрофилактики заболевания, а учет индивидуальных особенностей подростка совместно с контекстом детско-родительских отношений позволяет наметить перспективы системного подхода. Новизной данной работы является комплексный характер исследования и детей и родителей. Отличительным признаком диссертационного исследования Е. В. Павловой является сложный дизайн исследования: диссертантка обследовала 98 человек: 50 девочек-подростков в возрасте от 13 до 18 лет (25 девочек, страдающих нервной анорексией, и 25 здоровых сверстниц) и 48 родителей (31 мать и 17 отцов), следует отметить, что совместное обследование детей и родителей всегда достаточно сложно организовать, это трудоемкая и затратная по времени процедура. Программа исследования описана автором в разделе «Организация исследования» достаточно четко и полно. Екатерина Викторовна использовала клинико-анамнестический метод, опросники «Подростки о родителях», «Анализ семейной тревоги» и тесты «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом» и «Семейная социограмма» для изучения личностных особенностей и отношения к родителям девочек-подростков, а также опросники «Конструктивно-деструктивная семья» и «Анализ семейных взаимоотношений», тест «Семейная социограмма» для изучения семейных отношений родителей. Методы психологического исследования и математической обработки данных выбраны адекватно цели и задачам исследования. Было установлено, что 48% девочек с анорексией имели тяжелую степень истощения, тогда как их здоровые сверстницы не имели проблем с весом; девочки двух групп не различаются значимо по составу их семей; у девочек с анорексией были выявлены нарушения родительского отношения: дисгармонично-непоследовательное отношение со стороны матери и враждебно-подавляющее отношение со стороны отца; обобщенное представление больных девочек о структуре и характере коммуникации в их семьях характеризуется восприятием себя «маленьким» ребенком в семье, активным участником семейного взаимодействия, они отличаются значимо меньшим уровнем восприятия удаленности отца и большим уровнем собственной отстраненности в семье; общий уровень семейной тревожности у них выше на уровне тенденции, достоверно выше чувство вины и напряженности в семейной системе; неудовлетворенность собственным телом в отношении появления признаков полового созревания у них значимо выше. Обращает на себя внимание, что довольно много места при описании данных занимает качественный анализ, на основании которого Екатерина Викторовна описывает обобщенные портреты группы девочек с анорексией и их семей. Особенно это верно в отношении описания результатов обследования родителей, что связано, в том числе с их неполной представленностью из-за частого отказа от участия в исследовании. Диссертационная работа имеет традиционную структуру: состоит из аналитического обзора литературы, в котором всесторонне рассмотрены результаты научных исследований, посвященных изучению понятия «детско-родительские отношения» и особенностям их в подростковом возрасте, в том числе в семьях, имеющих больного ребенка; главы, посвященной описанию организации, методов исследования и характеристик обследованных групп; главы, включающей представление и анализ результатов собственного исследования; выводов, заключения; списка литературы и приложений. Обзор литературы основан на 50 источниках, из которых 5 на иностранных языках (английский и французский). Автор представляет довольно широкий обзор исследований отечественных и зарубежных авторов, который позволяет составить представление о состоянии исследовательского поля данной проблемы. Обсуждение и интерпретации результатов исследования распределены в главе описания результатов исследования и заключении. Текст в целом соответствует нормам научной и литературной стилистики, изложение результатов характеризует тщательность, логичность и последовательность, оформление в целом соответствует требованиям, предъявляемым к научным работам. Полученные автором результаты представляют научную ценность и, безусловно, значимы с практической точки зрения. Вопросы и замечания: 1. Как Вы можете объяснить данные о том, что сравнение субъективного представления о воспитательном отношении матери у девочек двух групп достоверно не различаются, и в то же время у девочек с анорексией «был выявлен тип нарушенного родительского отношения: дисгармонично-непоследовательное отношение со стороны матери», а у их сверстниц «не был выявлен тип нарушенного родительского отношения». Такой же вопрос возникает при сравнении у девочек субъективного представления о воспитательном отношении отца. 2. В тексте литературного обзора не все источники литературы, имеющиеся в списке, использованы в виде ссылок. Ссылки не всегда даны с соблюдением правил, например, дается цитата без ссылок на страницы цитируемого источника и наоборот, текст не оформлен как цитата, а в ссылке указаны страницы работы. Некоторые литературные материалы (особенно зарубежных авторов), которые анализирует диссертантка, приведены ею на основании работ других авторов (отечественных), при этом Екатерина Викторовна не дает ссылок на первоисточники и не всегда указывает автора, из работы которого был взят приведенный материал. Текст литературного обзора много бы выиграл, если бы диссертантка всегда приводила ссылки после высказываемых ею положений из работ других авторов (например, на с. 30-31 на работы Лисиной, на странице 32 – Эриксона, на с. 35 – Пиаже, на с. 36 – Боулби и т.д.). Ряд ссылок, имеющихся в тексте 1 главы, не представлены в списке литературы, например, есть ссылка на работу Мухамедрахимова на с. 30, но его работы нет в списке литературы, не всегда в ссылке указан год выхода работы. 3. Материал в литературном обзоре очень объемен (43 страницы текста), и хотя он представлен в достаточно подробном разделении на параграфы, содержательное изложение имеет недостаточно четкую, на наш взгляд, структуру, что несколько затрудняет прочтение. В качестве пожелания можно предложить тщательнее продумывать логику представления данных литературного обзора. 4. При описании результатов сравнения распределений социальных характеристик семей диссертантка пишет о том, что «… не было выявлено значимых различий влияния социальных факторов на заболеваемость анорексией» (с. 96), более корректным представляется здесь говорить об отсутствии значимых различий в группах по этим показателям. 5. При описании сравнительного анализа структуры и коммуникации в семье получены на уровне тенденции данные о том, что меньшая часть девочек с анорексией проживает в полных семьях по сравнению со здоровыми сверстницами, автор делает вывод о том, что «девочки-подростки, страдающие анорексией, как правило, проживают в неполных семьях» (с. 98), что представляется неточным описанием и расходится с предыдущими данными о том, что большая часть этих девочек проживает в полных семьях, и о том, что нет различий между группами при сравнении социальных характеристик. Указанные замечания носят рекомендательный характер и не снижают общего положительного впечатления от работы. В целом представленное магистерское диссертационное исследование Павловой Е. В. «Детско-родительские отношения в семьях, имеющих ребенка с анорексией» отвечает требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и заслуживает положительной оценки. Канд. пс. н., старший преподаватель кафедры Психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей Аринцина И. А.