РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра по направлению 030300 – Психология; основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» Направление 030300 – Психология Ляховой Анастасии Валерьевны Взаимосвязь рискованного поведения и психологических защитных механизмов личности студентов Рецензируемая работа посвящена актуальной проблеме современной психологии личности: изучению глубинных личностных предикторов «готовности к риску», а также проблеме из сферы педагогической психологии – о взаимосвязи показателей адаптации студентов с сознательными и бессознательными механизмами поведения личности. Автор определяет целью исследования изучение взаимосвязей готовности к риску, копингов и защитных механизмов с различными аспектами адаптации студентов. Такой ракурс изучения адаптации студентов имеет содержательную новизну, связанную с синтезом парадигм: психоаналитической (бессознательные защитные механизмы БЗМ личности) и когнитивно-бихевиоральной (копинг-стратегии). В научных психологических работах по темам, связанным с психологической адаптацией студентов-первокурсников, в последние два десятилетия превалировало, наряду с изучением феноменологии социально-психологической и учебной адаптированности, изучение когнитивных способностей, мотивированности к профессиональному обучению, академической успеваемости и коммуникативных качеств. Эти аспекты адаптации были многосторонне изучены, поэтому автор выделяет как предмет изучения другие, менее изученные факторы: «готовность к риску», копинги и БЗМ, а также взаимосвязи этих факторов с процессом адаптации. Актуальность такого подхода обосновывается тем, что значимое для личности поведение не в последнюю очередь зависит от «активированных» бессознательных защитных механизмов субъекта поведения, а также от его индивидуальных автоматизированных стилей достижения желаемого. Практическая направленность исследования подчеркивается тем, что изучение степени готовности к риску, уровня выраженности БЗМ и содержания копингов студентов-первокурсников является важным психодиагностическим аспектом сопровождения студента в образовательной среде с психопрофилактическим контекстом. Структура диссертационной работы традиционная, в ней имеются все формально необходимые составные части (аннотации работы на русском и иностранном языке, введение, оглавление, 3 главы: теоретическая, методическая части и описание результатов исследования, выводы, заключение, список использованной литературы, приложения). Объем работы соответствует нормативному диапазону и составляет 94 страницы. Во введении содержится убедительное обоснование актуальности исследования, обозначена проблема, приведены рабочие определения ключевым понятиям. Первая глава традиционно содержит теоретический обзор научной проблемы: автором подробно обсуждаются направления современных исследований в области личностной готовности к риску, рассматриваются различные подходы к его определению, обосновывается авторская трактовка данного феномена. Украшением литературного обзора является библиометрическая информация, отражающая степень и динамику исследований по ключевым понятиям за последние 10 лет, представленная в форме графиков и рисунков. Далее в обзоре подробно описаны теоретические трактовки склонности личности к риску, а также БЗМ и копинг-стратегий. Приведен анализ направлений изучения адаптации студентов в отечественной и зарубежной психологии и рассмотрена феноменология личности, характерная для студенческого возраста. Завершается глава теоретическим обобщением, в котором обосновывается содержание эмпирического исследования, описанного во второй и третьей главах текста диссертации. Вторая глава посвящена описанию выборки, используемых методик и организации исследования: в ней четко определены цели, задачи, предмет, объект, гипотезы исследования. Выборка достаточна для выполнения статистического анализа и выводов: респондентами были 74 студента первого курса экономического факультета СПбГУ (38 женщин и 36 мужчин). Психодиагностика выполнялась на первом этапе адаптации студентов к образовательной среде вуза, (что соответствует задаче исследования), нормы психодиагностической процедуры соблюдены. Примененные психодиагностические методики (5 многофакторных опросников) и методы математической обработки результатов (факторный анализ, кластерный и однофакторный дисперсионный анализ, корреляционный анализ r-Пирсона) адекватны поставленным целям и задачам. В исследовании выполнена апробация на российской выборке разработанного китайским психологом Лу Сефеном опросника «Адаптация к обучению в вузе», полученные результаты оказались валидными и надежными. В третьей главе представлены результаты статистического анализа с корректными комментариями по поводу полученной информации. Новыми и теоретически значимыми являются обнаруженные факты, что личностная готовность к риску не имеет значимых взаимосвязей с содержанием и уровнем выраженности аспектов учебной адаптации студентов-первокурсников. Также ранее не описанными являются сведения о том, что копинг стратегии, бессознательные защитные механизмы имеют большее количество статистически значимых взаимосвязей с адаптацией к обучению, по сравнению с количеством взаимосвязей этих свойств личности с «готовностью к риску». Достоинством работы являются представляемые по мере изложения основных результатов практико-ориентированные рекомендации автора, в которых сообщаются варианты применения полученной информации в психопрофилактической, консультативной или психокоррекционной работе. В структуре статистического анализа прослеживается логичность и последовательность: посредством факторного анализа определены факторные конструкты, затем дисперсионный анализ и доказаны различия в сравниваемых группах, выделенных по степени выраженности переменных «готовность к риску» и «учебная адаптация»; на основе сравнения корреляционных «плеяд» выделена гендерная специфика. Таким способом получена интересная для науки и практики информация. Весь текст работы отличается четким и ясным изложением, последовательным наглядным представлением полученных результатов в виде таблиц, графиков и рисунков, их обсуждением и интерпретацией, а также корректными выводами. Следует отметить хороший научный язык, которым написана работа. Список использованных источников включает 82 наименования, 8 на английском языке. При общей положительной оценке работы следует сделать следующие замечание: При описании теоретической значимости результатов исследования, отмечено, что «динамика социальной и учебной адаптированности студентов-первокурсников детерминируется степенью «использования» конкретных копинг стратегий и БЗМ». В работе же, во-первых, динамика как таковая не изучалась, и, во-вторых, для уверенности в детерминации необходима была бы экспериментальная модель исследования. Сделанные замечания не умаляют ценности рецензируемой работы. Заключение: название диссертационного исследования, выполненного Ляховой А.В., соответствует образовательной программе магистратуры; в содержании текста диссертации отражены все задачи работы, выбранные психодиагностические методы и процедура статистической обработки адекватны задачам исследования, выводы соответствуют полученным в исследовании результатам. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистрантов, и заслуживает оценки «отлично». Рекомендую опубликовать полученную автором информацию как имеющую теоретическую и практическую ценность. Кандидат психологических наук, доцент, методист ГБУ ДО Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петродворцового района Санкт-Петербурга «Доверие» Соломина Л.Ю.