Рецензия на выпускную квалификационную работу магистра «Психологические особенности студентов, склонных к прокрастинации» Лебедева Сергея Юрьевича по направлению 030300 – Психология; основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» Рецензируемая магистерская диссертация Лебедева С.Ю. посвящена исследованию феномена прокрастинации, который включает в себя поведенческие, эмоциональные и когнитивные компоненты и тесно связанные с мотивационной сферой личности и проявляется, прежде всего, в поведении - в задержке выполнения необходимой деятельности, в откладывании принятия решения. Полученные результаты могут найти применение в практике психологического консультирования, а также профилактике деструкций учебной деятельности студентов, влияющих на ее продуктивность. Тема несомненно актуальна и имеет научную значимость, поскольку в имеющейся научной литературе существует дискуссия относительно феномена прокрастинации. Ценность работы заключается в широком сравнительном анализе опубликованных исследований феномена прокрастинации, опирающихся на разные методологические подходы, и классификации. В диссертации содержатся все необходимые составные части: аннотации на русском и иностранном языке, оглавление, введение, три главы, логически связанные между собой поставленной целью, описание результатов исследования и их обсуждение, выводы, заключение, список использованной литературы (67 источников, в том числе 45 – на иностранных языках, что является крайне редким явлением), а также приложения, которые помогают глубже понять замысел, процедуру, логику и отдельные детали исследования. В тексте имеется 15 таблиц и 14 рисунков, краткий глоссарий основных понятий отсутствует. Диссертация выстроена логично, последовательно раскрывает понятие прокрастинации, написана хорошим научным языком. Первая глава содержит анализ зарубежной и отечественной научной литературы, акцент сделан на западные исследования, выделены актуальные направления исследования феномена прокрастинации, изложена точка зрения автора. Приведены результаты теоретических и эмпирических исследований прокрастинации и психологических характеристик личности, способствующих прокрастинации, раскрыта ее связь с компонентами личности в разных видах деятельности. Вторая глава отражает программу исследования и содержит все структурные элементы эмпирического исследования – обоснование цели и задач исследования, объект, предмет и гипотезы исследования, описание выборки исследования, процедуры организации исследования. В соответствии с поставленной целью и задачами, обоснованы методы и методики исследования, позволившие вывить взаимосвязи прокрастинации с мотивацией достижения/избеганием неудач, самооценкой (самоотношением), перфекционизмом, тревожностью и самоорганизацией. Третья глава посвящена изложению и обсуждению результатов исследования, которые представлены подробно, в том числе с использованием наглядного материала и таблиц. Тщательно описаны методы математической обработки полученных данных. Проводится обсуждение полученных результатов, с опорой на статистико-математический аппарат, с привлечением данных, полученных другими авторами, что показывает научную квалификацию автора. Последовательно зафиксированы эмпирические результаты, в интерпретации которых автор проявляет себя как заинтересованный исследователь. Выводы в работе обоснованы и соответствуют поставленным задачам. Получены результаты позволяют в дальнейшем разработать программы профилактики прокрастинации. Автор продемонстрировал умение самостоятельно формулировать и обосновывать собственную точку зрения по рассматриваемой проблеме, разрабатывать эмпирическое исследование, критически относиться к полученным результатам, приходить к научно обоснованным выводам. При общей положительной оценке работы следует сделать следующие замечания. 1) предложенное многоаспектное сравнительное изучение проявления феномена прокрастинации, полученные взаимосвязи с психологическими характеристиками личности студентов позволяют продумать как минимум, в качестве обратной связи испытуемым, – некоторые рекомендации по преодолению академической прокрастинации, которые отсутствуют в тексте. 2) в обзоре трудов отечественных авторов, изучавших феномен прокрастинации и самоорганизации, к сожалению не нашли отражение современные публикации исследователей, принадлежащих к научной школе университета; 3) не нашло отражение в диссертации полуструктурированное интервью на предварительном этапе исследования, не ясна его роль и цель; 4) в работе иногда встречается некоторая небрежность в техническом оформлении текста – выравнивание строк, разные стили, размер шрифтов. Приведенные замечания не умаляют достоинств магистерской диссертации Лебедева С.Ю. Работа соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям. Магистерская диссертация «Психологические особенности студентов, склонных к прокрастинации» заслуживает оценки «отлично», а ее автор – присвоения искомой степени - магистр психологии. Старший преподаватель кафедры теории и технологии социальной работы СПбГИПСР магистр психологии Латушкина В.М. 26.05.2016 РЕЦЕНЗИЯ на выпускную квалификационную работу магистра по направлению 030300 – Психология; основная образовательная программа «Общая психология и психология личности» Направление 030300 – Психология Лебедева Сергея Юрьевича Психологические особенности студентов, склонных к прокрастинации Рецензируемая ВКР С. А. Лебедева посвящена популярной особенно в среде молодых психологов теме: изучению психологических особенностей личностей, имеющих склонность к прокрастинации. Хотя понятие прокрастинация имеет недавнюю историю, с этим термином уже связано активно развивающееся научное направление психологических исследований. Поэтому новая эмпирическая информация по данной теме является значимой в теоретическом и практическом аспектах. Психолого-педагогический анализ проблем, возникающих в процессе обучения студентов, выделяет прокрастинацию (например, при подготовке самостоятельных заданий) как характерную форму поведения некоторых студентов. При попытке объяснить «природу» прокрастинации в учебной деятельности студентов, используются разные теории и разные авторские версии. Для установления истинны необходимо «накопление» надежной эмпирической информации, большой объем такой информации собран и представлен в тексте диссертации С.А.Лебедевым. Новизна организации эмпирического исследования состоит в том, что магистрантом выполняется сравнительный анализ прокрастинации у студентов из 4 групп, выделенных по критериям: а) разная профессиональная направленность университетского обучения; б) совмещение обучения в университете с работой. Таким образом, можно сказать, что теоретическая значимость исследования состоит в выявлении взаимосвязей прокрастинации не только с различными свойствами личности, но и с направлением профессионального обучения и объемом не учебной работы студентов. Практическая значимость исследования видится в том, что выявленны личностные предикторы феномена прокрастинации, что может стать основанием для разработки специализированных технологий, применение которых обеспечит позитивные изменения у студентов, имеющих склонность к прокрастинации. Текст диссертации соответствует нормативным размерам (83 с.) и написан магистрантом в соответствии со строгой логикой научного исследования. Структура текста традиционная и содержит все формально необходимые составные части: аннотацию работы на русском и иностранном языке, ключевые слова, оглавление, введение, 3 главы (теоретическая, методическая части и описание результатов исследования), выводы, заключение, список использованной литературы, приложения. Во введение содержится четкое обоснование актуальности исследования, цели, рабочих задач, обозначены две гипотезы, объект и предмет исследования. В гипотезах автор предполагает, что прокрастинация по-разному проявляется в жизнедеятельности человека и степень выраженности прокрастинации связана с такими качествами личности как перфекционизм, мотивация достижения, экстраверсия, самооценка и самоорганизация. Целью исследования являлось выявление и описание психологических характеристик, способствующих прокрастинации у студентов. Разработанные рабочие задачи позволили магистранту установить степень правомерности исследовательских гипотез. Первая глава традиционно содержит теоретический обзор научной проблемы: автором подробно обсуждаются направления современных отечественных и зарубежных исследований (например, прокрастинация и перфекционизм; прокрастинация и тревожность и др.), использован большой объем зарубежной научной информации, которую автору удалось обобщить и структуировать, подготовить теоретические выводы, которые определили содержание эмпирического исследования. Вторая глава посвящена описанию организации исследования: в ней четко определены цель, рабочие задачи, предмет, объект, гипотезы исследования; дается пояснение об использовании большого по объему психодиагностического инструментария (ставится целью проверить правомерность взаимосвязей прокрастинации с разными свойствами личности). Выборка достаточна для выполнения статистического анализа и выводов: респондентами были 80 студентов, обучающиеся на третьем и пятом курсе филологического и восточного факультетов СПбГУ (70 женщин и 10 мужчин). Подробно описаны психодиагностические методики (n=8), некоторые из них являются многофакторными (например, многофакторный психодиагностический опросник Big five), а также дано пояснение по авторскому опроснику, посредством которого изучалось отношение респондентов к прокрастинации. Для обработки полученных показателей применялось несколько методов статистической обработки результатов (сравнительный, корреляционный, регрессионный, многомерный дисперсионный анализ), которые адекватны поставленным целям и отражают динамику развития исследовательского процесса, в соответствии с задачами диссертации. В третьей главе представлены результаты статистического анализа с корректными комментариями по полученным показателям. В структуре статистического анализа прослеживается логичность и последовательность. Очень подробно отражена описательная статистика по всем изучаемым свойствам личности, в том числе, отражающим жизненные реалии респондентов (например, то, что наиболее часто студенты откладывают именно учебные задания (с.43). Выполнялся сравнительный анализ между группами студентов, выделенными по признаку «факультет, на котором обучаются студенты», и «занятость работой», не связанной с обучением. Значимые различия были выявлены при сравнении работающих и неработающих студентов в сфере «принятие решений в повседневной жизни». Уровень прокрастинации работающих студентов оказался значимо ниже, чем у не работающих. Однако далее приводятся сведения, (полученные посредством многомерного дисперсионного анализа), что работающие студенты филологи прокрастинируют больше, чем не работающие (выявлено на уровне тенденции). Такая информация требует пояснительного текста. Подводя итог анализу эмпирического исследования, считаю, что основным его достоинством следует считать комплексный формат: изучались взаимосвязи прокрастинации с внутренними (свойств личности) и внешними (направленность обучения, эффект дополнительной работы) факторами. В выводах диссертации лаконично отражена основная информация эмпирического исследования. Однако наряду с явным позитивом короткой формулировки, случается, что такая форма не способствует пониманию смысла информации. Так в третьем выводе сказано, что «академическая» прокрастинация значимо взаимосвязана с самоорганизацией и мотивацией «избегание неудач. Однако не указано, что характер этой взаимосвязи «отрицательный». Таким образом, не полная информация о взаимосвязи может быть двойственно истолкована. Выявленная в данном исследовании феноменология побуждает к предположению о том, что прокрастинация является бессознательной регуляцией жизненных приоритетов. Так в выводе 4 констатируется, что наиболее выраженной у респонедентов оказалась бытовая и «академическая» прокрастинация, в меньшей мере она связана с повседневной деятельностью и практически не проявляется в том, что связано с «важными решениями». Это дает повод подумать о том, что «академическая» работа не являлась приоритетной для респондентов. В завершении анализа содержания диссертации, следует сказать, что магистрантом качественно выполнена научная работа, подтверждающая его профессиональную компетентность, в ней была получена интересная для науки и практики информация. Весь текст работы отличается четким и ясным изложением, последовательным наглядным представлением полученных результатов в виде таблиц, графиков и рисунков. Следует отметить хороший научный язык, которым написана работа. Прикладную значимость полученной в диссертации информации имеет выявленная личностная феноменология, сопровождающая прокрастинацию (вывод 2): личностными предикторами прокрастинации следует считать: низкую самооценку, внутреннее неприятие себя, экстравертированность и импульсивность. Это является основанием к постановке вопроса о возможной коррекции прокрастинации посредством психологического преобразования уровня выраженности указанных в выводе свойств личности. Заключение: названия диссертационного исследования, выполненное Лебедевым С.Ю. соответствует образовательной программе магистратуры; в содержание текста диссертации отражены все задачи работы, выбранные психодиагностические методы и процедура статистической обработки адекватны задачам исследования, выводы соответствуют полученным в исследовании результатам. Работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам магистрантов, и заслуживает оценки «отлично». Рекомендую опубликовать полученную автором информацию как имеющую теоретическую и практическую ценность. Кандидат психологических наук, Доцент кафедры психологии и педагогики личностного и профессионального развития Петанова Е.И. 25.05.2016.