Рецензия на диссертацию на соискание степени магистра студентки факультета психологии СПбГУ Лаврентьевой Натальи Александровны на тему «Личностные детерминанты лидерского потенциала у студентов» Диссертационное исследование Лаврентьевой Н.А посвящено проблеме изучения лидерского потенциала студентов. Как справедливо отмечает автор, большая часть исследований в этой области касается непосредственно сферы трудовых отношений, при этом проблема развития лидерского потенциала студентов во время обучения в вузе изучена недостаточно. Актуальность исследования Лаврентьевой Н.А. обусловлена не только требованиями психологической науки, но и быстро изменяющимися социально-экономическими условиями в нашей стране. Ускорение технического прогресса, совершенствование экономической сферы предъявляют высокие требования к выпускникам вузов. Наблюдается явное противоречие между социальной востребованностью лидерского потенциала будущих специалистов и недостаточной разработанностью проблемы в теоретической и практической психологии. Практическая значимость проблемы развития лидерского потенциала студентов во время обучения в вузе также не вызывает сомнений. Диссертация состоит из аннотаций на русском и английском языках, введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 64 наименований источников, приложений (6). Основное содержание работы изложено на 78 стр., проиллюстрировано 23-мя таблицами, 14-тью рисунками. Исходя из этого можно констатировать, что работа отвечает всем формальным требованиям, в ней имеются все необходимые составные части. Во введении обосновывается актуальность темы, формулируется гипотеза и цель, в соответствии с которыми определяются задачи, предмет и объект исследования, указываются используемые методики (их 4). В главе 1 представлен содержательный и логически выстроенный анализ литературных источников, в котором последовательно рассматриваются основные понятия, связанные с предметной областью (лидерский потенциал, лидерство). Завершается первая глава общими выводами (резюме), обобщающими проведенный обзор литературных данных. Глава 2 (методическая часть) содержит все необходимые составляющие. Общая выборка респондентов составляет 91 человек - бакалавры 1-4 курсов очной формы обучения, двух направлений: психология, реклама и связи с общественностью. Численность выборки вполне достаточна для получения достоверных результатов. Используемые психодиагностические методики (их 4) подобраны в соответствии с целями и задачами исследования, их описание в полной мере дает представление о сути изучаемых психологических явлений. Математико-статистические методы обработки результатов исследования разнообразны, обоснованы и адекватны задачам исследования (описательные статистики: среднее значение, стандартное квадратичное отклонение, коэффициент вариации, сравнительный: U Манна – Уитни, Н Краскела-Уоллиса, корреляционный: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, регрессионный анализ: пошаговый обратный). Анализ и обсуждение полученных результатов (3 глава) содержит разнообразные, интересные данные. Глава построена в соответствии с задачами эмпирического исследования. Интересны данные сравнительного анализа лидерского потенциала студентов разных курсов. Лидерский потенциал студентов второго и третьего курсов выше, чем студентов первого и четвертого курсов. Автор объясняет этот факт тем, что студенты первого курса только адаптируются к системе вузовского обучения, а студенты четвертого курса заняты проблемами предстоящего трудоустройства. Результаты регрессионного анализа позволили установить, что лидерский потенциал детерминирован личностными характеристиками на 78%. Низкий уровень конформности, высокий самоконтроль, общительность, эмоциональная стабильность, сознательность и экстраверия в первую очередь способствуют развитию лидерского потенциала. Сформулированные выводы как по полноте, так и по содержанию соответствуют задачам, они обоснованы, и адекватно отражают полученные в работе результаты. В разделе «Заключение» подводятся итоги диссертационного исследования и отмечается результат проверки сформулированных гипотез, которые подтвердились частично (юноши и девушки не имеют значимых различий по степени выраженности лидерского потенциала и личностных характеристик). К достоинствам диссертационной работы хотелось бы отнести следующее: • корректное описание литературных источников; • большой объем выборки; • грамотное использование методов математико-статистической обработки данных; • подробное описание результатов с использованием сравнения показателей большого количества групп. В качестве замечаний и пожеланий можно отметить следующее: • некорректным представляется иллюстративное отображение результатов исследования лидерского потенциала с помощью двух методик, имеющих разноразмерные шкалы (рис. ; • зачастую автор очень вольно интерпретирует полученные показатели, находящиеся в диапазоне средних оценок; • третья глава перегружена таблицами с результатами математико-статистического анализа, часть таблиц следовало бы поместить в приложение. В целом, диссертационная работа Лаврентьевой Натальи Александровны является законченным научным исследованием, соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание степени магистра, и заслуживает оценки «отлично». Проверка работы на предмет неправомерных заимствований проводилась в системе Etxt Антиплагиат, версия 4.13.0.0. Итоговая оценка оригинальности составляет 70, 04%. Проверка выявленных текстовых совпадений в системе Blackboard в программе Safe-Assign показала 10% совпадений, которые представляют собой либо корректное цитирование источников, либо носят технический характер. Рецензент- кандидат психологических наук, доцент кафедры инженерной педагогики и психологии Гуманитарного института Санкт-Петербургского политехнического института Петра Великого Оленникова М.В.