САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ Рецензия на магистерскую диссертацию студента факультета психологии СПбГУ Ивчина М.В. Направление подготовки магистратуры – «Психология» Профиль – «Социальная психология» Тема магистерской диссертации: «Ценностно-смысловые детерминанты отношения сотрудников к организации». Актуальность магистерской диссертации обосновывается тем, что исследование взаимосвязи ценностно-смысловых ориентаций сотрудников и их отношения к организации, в которой они работают, может углубить и дополнить существующие данные как о влиянии ценностно-смысловых ориентаций на развитие субъекта профессиональной деятельности в условиях организации, так и о социально-психологических детерминантах развития самих организаций. Магистерская диссертация Ивчина М.В. состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Объем магистерской диссертации составляет 77 страниц. Во введении автором обосновывается актуальность темы и изложена методологическая часть программы исследования: цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования. В первой главе (объемом 18 страниц) автор рассматривает теорию отношений В.Н. Мясищева и другие теоретические основы исследования: психологические концепции ценностных и ценностно-смысловых ориентаций. Во второй главе представлена программа эмпирического исследования, подробно описаны выборка и процедура исследования, перечислены методы и методики, использованные автором. Сами методики размещены в Приложении. В третьей главе излагаются результаты эмпирического исследования ценностно-смысловых ориентаций и отношения сотрудников к организации. Ивчиным М.В. обнаружены интересные данные относительно различий в ценностно-смысловых ориентациях сотрудников в зависимости от пола, должностного уровня (рядовые работники или менеджеры), специфики деятельности (производство или реализация продукции). Достоинствами работы является то, что автор провел исследование на довольно большой выборке (117 сотрудников одной организации) и с использованием большого количества довольно трудоемких методик. Материал магистерской диссертации изложен с соблюдением внутренней логики, между разделами прослеживается логическая взаимосвязь. Автор магистерской диссертации показал глубокое знание объекта исследования и специфики деятельности работников исследуемой организации, а также способность проводить эмпирическое исследование в области социальной психологии и анализировать полученный материал. Вместе с тем магистерская диссертация имеет ряд недостатков: 1. В работе заявлено использование корреляционного анализа, однако его результаты не представлены, что ставит под сомнение факт использования этого математико-статистического метода. 2. Использованные автором методы обработки данных не позволяют сделать вывод о детерминантах отношения сотрудников к организации. Автором не установлена даже взаимосвязь между измеряемыми переменными. Обнаружены лишь некоторые различия между двумя группами сотрудников, отличающихся направленностью личности. Для подтверждения выдвинутых гипотез слишком много допущений. 3. Вывод 5 «Соответствие ценностной направленности личности сотрудника декларируемым компанией ценностям позитивно влияет на отношение сотрудника к организации» представляется соответствующим здравому смыслу, но из эмпирического исследования М.В. Ивчина не следует. 4. Автор допускает слишком грубые ошибки в оформлении работы, что свидетельствует о поспешности и небрежности при написании магистерской диссертации: • Параграф 3.3. полностью дублирует параграфы 3.1.2. и 3.1.3., из этого следует, что реальный объем работы на 7 страниц меньше заявленного. • Есть стилистические неточности: например, «обилие мужской части коллектива» (стр. 43 и стр. 66). • Список литературы оформлен не по алфавиту и начинается с №3. Несмотря на указанные недостатки, работу в целом можно оценить положительно. Общий вывод: Магистерская диссертация Ивчина М.В. отвечает требованиям, предъявляемым к работам данного уровня, и заслуживает оценки «удовлетворительно», а Ивчин М.В. – присвоения квалификации «Магистр психологии». РЕЦЕНЗЕНТ: Доцент кафедры социальной психологии СПбГУП, кандидат психологических наук, доцент Т.И. Короткина 30.05.2016 Рецензия на магистерскую диссертацию студента магистратуры факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Ивчина Максима Витальевича на тему «ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ОТНОШЕНИЯ СОТРУДНИКОВ К ОРГАНИЗАЦИИ» Работа Максима Ивчина посвящена актуальной проблеме отношения сотрудников к своей организации. Автор выдвинул гипотезу о том, что отношение сотрудников к организации определяется ценностно-смысловыми ориентациями сотрудников и степенью совпадения этих ориентаций с декларируемыми ценностями компании. Автор также предположил, что взаимосвязь ценностно-смысловых ориентаций сотрудников и их отношения к организации опосредована характером работы сотрудников, их местом в служебной иерархии и их полом. Исследование Максима Витальевича Ивчина выполнено на выборке из 117 респондентов (66 женщин и 35 мужчин) в возрасте от 18-ти до 37-ми лет. В работе были использованы методика цветовых метафор Соломина; Методика "Семантический дифференциал" Осгуда; Методика изучения мотивации профессиональной карьеры ("Якоря карьеры") Шейна; Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) Сопова и Карпушиной; Методика диагностики структуры ценностных ориентаций личности Бубновой. Для проверки гипотез использовались методы параметрической и непараметрической статистики. Магистерская диссертация М.В.Ивчина изложена на 92 страницах и включает в себя введение, три главы, выводы, заключение, список литературы и 5 приложений. Список литературных источников включает в себя 66 наименований. Во введении дается обоснование актуальности выбора темы, формулируется цель, определяется предмет, формулируются гипотезы, описана программа исследования. В первой главе автором рассмотрены понятия «отношения», «ценности» и «ценностные ориентации», проанализированы различные подходы к исследованию ценностных ориентаций и отношений человека к организации. Во второй главе описывается программа исследования, приводится разносторонняя характеристика выборки, приводится перечень методик эмпирического исследования и дается их описание, приводятся обоснования применения различных методов математико-статистических методов обработки данных. Третья глава содержит анализ результатов эмпирического исследования, в котором автор демонстрирует корректность и гибкость в применении методов математико-статистической обработки, описании и объяснении полученных результатов. Так, М.В.Ивчиным было установлено, что духовно-нравственная нравственная направленность чаще встречается у мужчин, чем у женщин, у производственников чаще, чем у сотрудников прилавка, у рядовых сотрудников чаще, чем у руководителей. На основании этих данных автор выдвигает предположение, что сотрудники компании с эгоистически-престижной направленностью добиваются карьерного роста эффективней, несмотря на декларируемые компанией ценности. В последующих разделах работы автор устанавливает, что большая часть сотрудников духовно-нравственной направленности работают и хотят работать в сфере производства, в то время как сотрудники эгоистически-престижной направленности в основном работают и стремятся работать в сфере продаж. Заслуживает внимания тот факт, что, по результатам применения методики цветовых метафор, многие понятия не ассоциируются у респондентов с понятием "Макдоналдс. Это понятия: "Интересное занятие", "Моя команда", "Мои коллеги", "Творчество", "Моя профессия" и "Обслуживание". Автор заключает, что данная организация воспринимается ее сотрудниками исключительно как источник дохода, и не удовлетворяет никаких потребностей, кроме финансовых. Гипотеза автора о том, что менеджеры относятся к организации лучше, чем рядовые сотрудники, не подтвердилась. Выявленные автором закономерности представляют несомненный интерес для социальной психологии и практики формирования стратегий управления людьми. Вместе с тем, есть ряд вопросов и замечаний, требующих комментариев автора. 1) В аналитическом обзоре рассматриваются лишь отношения, ценности и ценностные ориентации. Не затронут вопрос о смыслах, не дано определения ценностно-смысловых детерминант отношения и не проведено разграничений между понятием «ценностные ориентации» и «ценностно-смысловые детерминанты». 2) Автор не указывает, какие ценности декларируются в компании, кроме ценности служения и активности. В Заключении автор формулирует вывод о том, что «Для работников производственного сектора характерно соответствие ценностной направленности личности декларируемым организацией ценностям». Между тем, декларируемые компанией ценности так и остались не представленными в тексте. 3) В методической главе не приводится обоснований для использования именно тех методик, которые были выбраны автором. Почему именно эти методики были выбраны автором для проверки его гипотез? 4) В эмпирической главе автор не приводит данных о достоверности различий процентных долей (между тем, они значимы на уровне р ≤ 0,001). 5) В тексте часто не согласуются падежные окончания и встречаются опечатки («большинство сотрудники», стр.47; «иотношения», стр.47, «Стандартная отклонения», стр.56, «работадателем», стр.71 и др.). 6) Параграф 3.3.1 является копией параграфа 3.1.2., а параграф 3.3.2 – копией параграфа 3.3.3, причем параграф 3.3.3. включен в подраздел 3.1. В сущности, весь раздел 3.3. является повтором ранее представленных параграфов. 7) Выводы по работе представлены в разделе «Заключение», а Заключение с обсуждением результатов работы как таковое отсутствует. В целом, работа Максима Ивчина является интересным исследованием, представляющим научно-психологическую и практическую ценность. Максим Витальевич Ивчин заслуживает присуждения искомой квалификации «магистр психологии», а ее работа может быть оценена на оценку «хорошо». Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского Государственного университета, Сидоренко Елена Васильевна 31.05.2016 РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию студента магистратуры факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета Ивчина М.В. на тему «Ценностно-смысловые детерминанты отношения сотрудников к организации» Необходимость изучения ценностно-смысловых детерминант отношения сотрудника к организации обусловлена недостаточной представленностью данного вопроса в литературе, применительно к российской специфике. Именно это обусловливает актуальность представленного исследования. Работа содержит все формально необходимые составные части. Название работы соответствует специальности, содержание работы соответствует названию. Выбранные методы сбора, обработки и анализа данных, а также представленные результаты и выводы соответствуют поставленной цели и задачам исследования. Автор использует научный стиль изложения, последовательно и логично раскрывает тему исследования. Приведены соответствующие ссылки на литературу. Выборка исследования составила 117 человек в возрасте от 18 до 37 лет и представляется достаточной. Автор в достаточном объеме описывает процедуру исследования, а также методы и методики исследования. Автор уделяет внимание вопросу исследования отношений в социальной психологии, рассматривая теорию отношений В.Н. Мясищева, переходя к отношениям в организации и их детерминантам. Определяя отношение к организации, автор отстраивается от таких понятий как лояльность и вовлеченность, определяя отношение к организации как психосемантическое явление, отражение связи человека с профессиональной сферой. Далее внимание автора сосредоточено на исследованиях ценностно-смысловых ориентаций в социальной психологии: основных подходах к изучению ценностей и ценностных ориентаций личности в целом, а также как детерминант отношения к организации. Основываясь на ставших уже классическими подходах, что безусловно является достоинством, автор недостаточно внимания уделяет современным работам в проблемном поле. К работе имеются следующие комментарии, не снижающие общую ценность представленной работы: 1) В чем состоит научная новизна представленной работы? 2) Как автор видит возможности практического применения результатов своего исследования? 3) Вывод 5 говорит о влиянии соответствия ценностной направленности личности сотрудника декларируемым компанией ценностям на отношение к организации. Остается неясным, как автор измерял декларируемые ценности компании и оценивал их соответствие личным ценностям сотрудника. Констатирующий характер исследования не позволяет также обоснованно говорить о влиянии. 4) К сожалению, в работе присутствуют опечатки в значительном количестве. Вывод: диссертация на соискание степени магистра психологии Ивчина М.В. на тему «Ценностно-смысловые детерминанты отношения сотрудников к организации» в целом отвечает основным требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям по направлению 030300 – Психология по основной образовательной программе «Социальная и политическая психология» и может быть оценена на «хорошо». Рецензент: Доминяк В.И., к.пс.н., доцент кафедры социальной психологии СПбГУ