ОТЗЫВ НАУЧНОГО РУКВОДИТЕЛЯ на магистерскую диссертацию Дик М.А. на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» Представленная магистерская диссертация представляет научный интерес и высокую практическую значимость, которая заключается в том, что данная работа позволит разработать рекомендации по снижению напряженности в межэтнических отношениях. Основная гипотеза: эмоционально-оценочное отношение к литературным фрагментам будет различаться у респондентов до определения авторства стихотворений (без этнической установки) и после (с этнической установкой). Основная цели исследования: 1) Изучить влияние этнической установки на формирование эмоционально-оценочной системы отношения к содержанию различных литературных источников, характеризующейся направленностью к категориям «свой» и «чужой». 2) Изучить динамические (тип этнической идентичности, социальная дистанция, частота общения и знание культуры) и содержательные характеристики (когнитивные компоненты отношения к своей и чужой группе) межэтнических отношений и их связь с эмоционально-оценочным отношением. Предмет исследования: Социально-психологические феномены, определяющие и оказывающие влияние на систему эмоционально-оценочных отношений молодежи. Объект исследования: Система эмоционально-оценочных отношений у молодежи. Для реализации основной цели и проверки гипотез были сформулированы следующие задачи: 1) Провести теоретический анализ терминов этническая установка и эмоционально-оценочное отношение в научной психологической литературе; 2) Подготовить и разработать методический инструментарий, и апробировать его в пилотажном исследовании; 3) Определить эмоционально-оценочное отношение к литературным фрагментам респондентов в условиях когнитивной неопределенности, то есть без определения авторства фрагментов, и респондентов, которые имели возможность определить авторство фрагментов стихотворений; 4) Выявить различия между оценочным отношением респондентов без установки и с установкой; 5) Оценить значимость принадлежности «свой» и «чужой» респондентов без установки и с установкой; 6) Определить содержание когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов отношения к «своей» группе и «чужой», а также общего представления о качествах у «своих» и «чужих» у русских респондентов; 7) Оценить показатели социальной дистанции, типа этнической идентичности, знанием культуры и частотой общения с представителями определенных этнических групп. 8) Проанализировать связь между типом этнической идентичности со значимостью категории принадлежности «свой» и «чужой» у русских респондентов. 9) Проанализировать связи между эмоционально-оценочным отношением русских респондентов к разным культурным группам и социальной дистанцией, типом этнической идентичности, частотой общения и знанием культуры определенных этнических групп. Автором был разработан уникальный методический инструментарий: 1) Для определения влияния этнической установки на систему амбивалентных оценочных отношений и оценки принадлежности «свой» и «чужой» у разных этнических групп была использована модифицированная методика С. Д. Гуриевой «Установка и межэтнические отношения». 2) Для вычисления социальной дистанции, то есть степени принятия русскими респондентом представителей определенных этнических групп использовалась методика «Модификация шкалы социальной дистанции В. Н. Павленко и С. А. Таглина». 3) Для определения типа этнической идентичности у русских респондентов, то есть выявить отношение к собственной и к другим этническим группам, степень выраженности агрессивных и враждебных реакций по отношению к другим группам использовалась проективная методика «Нарисуй планету».Для определения содержания когнитивных и эмоционально-оценочных компонентов отношения к «своей» группе и «чужой» и для более полной интерпретации результатов эксперимента использовалась проективная методика «Ассоциации», в которой предлагалось респондентам предложить первые ассоциации, которые возникают как реакция на определенные слова, например, мой народ, и т.д. Научный интерес представляют полученные автором результаты исследования: анализ связи типа этнической идентичности с уровнем эмоционально-оценочного отношения к литературным фрагментам. В содержательном плане данная работа отвечает требованиям, предъявляемым к прикладным научным исследованиям в психологии. Приводимые в статье выводы подтверждаются данными корректно осуществленного и проинтерпретированного эмпирического исследования. Язык изложения и представления материала стилистически соответствует научному стилю, принятому в науке. Представленная магистерская диссертация Дик М.А., представленная на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология, основная магистерская программа «Общая психология и психология личности» заслуживает высокой оценки. Результаты исследования рекомендуются к публикации. Научный руководитель, Профессор кафедры социальной психологии Гуриева С.Д. 20.05.2016.