Рецензия на диссертацию Битнер Е.А. «Успешность трудоустройства молодых специалистов в зависимости от особенностей их самопрезентации», представленную на соискание степени магистра по направлению 030300 – Психология основная образовательная программа «Организационная психология и психология менеджмента» Магистерская диссертация Битнер Е.А. посвящена изучению факторов успешности трудоустройства молодых специалистов. Современный рынок труда предъявляет довольно жесткие требования к выпускникам учебных заведений, не все они, к сожалению, могут найти свое место в соответствии с полученной специальностью. От того насколько эффективно они смогут показать свои компетенции и возможности на собеседовании, зависит их трудоустройство. В связи с этим тема диссертационного исследования представляется актуальной и социально значимой, поскольку внедрение в психологическую практику научно обоснованных технологий обучению эффективной самопрезентации может способствовать снижению уровня безработицы среди молодых специалистов. Научная новизна диссертационного исследования связана с получением новых данных о связи навыков самопрезентации с успешностью трудоустройства молодых специалистов. При этом успешность трудоустройства оценивается с объективной и субъективной сторон. Практическая значимость исследования связана с тем, что результаты работы могут найти свое применение в программах профессионального обучения и переподготовки, могут использоваться в практической работе психологов-консультантов в Центрах занятости. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы из 101 источника (14 из них на английском языке), приложений, аннотаций на русском и английском языках. Во введении обосновывается актуальность работы, очерчивается степень разработанности проблемы, сформулированы цель, задачи и гипотезы исследования. Первая глава посвящена обзору литературы по теме диссертации. Рассмотрены различные теоретические подходы к изучению ранних этапов профессионального развития молодых специалистов. Автором подчеркивается, что трудоустройство молодых специалистов сопровождается рядом проблем (несоответствие представлений выпускников тому, с чем они сталкиваются в трудовой деятельности, несоответствие полученного студентами образования требованиям работодателя и др.) Большое внимание в обзоре уделено критериям и факторам карьерной успешности. Интересным представляется раздел, посвященный собственно самопрезентации. Автор рассматривает различные подходы к определению самопрезентации и выбирает в качестве методологической основы своего исследования социально-психологическую концепцию самопрезентации Пикулевой О. А. Подробно рассмотрены тактики и стратегии самопрезентации применительно к различным профессиональным группам. Представлены выводы по первой главе диссертации. В целом литературный обзор отличается тщательностью и оставляет впечатление глубокой проработки проблематики диссертационного исследования. Во второй главе дается описание цели, задач и гипотез исследования. Определен предмет и объект исследования. Описаны этапы исследования, характеристики выборки, а также методы и методики исследования. Методики в целом соответствуют задачам исследования. Автором разработана анкета для оценки объективных критериев успешности трудоустройства молодых специалистов. В третьей главе представлены результаты исследования. Автором подробно проанализированы результаты оценки объективных и субъективных критериев успешности трудоустройства молодых специалистов в зависимости от пола и профиля полученного образования. Приведены результаты исследования тактик и стратегий самопрезентации, а также особенностей перфекционистской самопрезентации. Уверенность в себе у молодых специалистов выражена в средней степени. Приведены данные корреляционного анализа особенностей самопрезентации и объективных и субъективных критериев успешности трудоустройства молодых специалистов. Регрессионный анализ показал, что предикторами объективной успешности трудоустройства являются «препятствование самому себе» (-), «преувеличение своих достижений», «вербальное непроявление несовершенства», «отречение». Предикторами субъективной успешности (профессиональной востребованности) являются тактики «просьба» (-), «препятствование самому себе» (-) и «оправдание с принятием ответственности». Большим достоинством представления результатов работы является то, что автор в каждом параграфе делает обобщение полученных данных, что облегчают восприятие текста. Выводы и заключение в целом соответствуют поставленным задачам. Достоинствами данной работы являются использование таблиц и иллюстраций, облегчающих понимание текста, владение автором современными методами математической статистики. Выводы и заключение в целом соответствуют поставленным задачам. Несмотря на преимущества работы, следует остановиться на некоторых вопросах. 1. Как автор понимает субъектные особенности самопрезентации? Почему они субъектные? 2. Какое применение могут найти результаты работы? Работа выиграла бы, если бы автор представил практические рекомендации. Указанные вопросы носят дискуссионный характер и не снижают общего положительного впечатления о диссертации. Диссертация написана грамотным научным языком, имеет целостную, логически выстроенную структуру и представляет собой самостоятельно выполненное исследование. Отчёт о выявленных текстовых совпадениях был проведён в системе Blackboard в программе Safe-Assign и выявил 17 % текстовых совпадений. Содержательная экспертиза текстовых совпадений показала, что выявленные совпадения представляют собой либо корректное цитирование источников с указанием ссылок на них, либо носят технический характер (список литературы, математические коэффициенты и пр.). Таким образом, диссертация Битнер Е.А. «Успешность трудоустройства молодых специалистов в зависимости от особенностей их самопрезентации» является полностью оригинальной авторской научной работой. Диссертация Битнер Е.А. соответствует требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям, и заслуживает отличной оценки. 03.06.2016 Рецензент Старченкова Е.С. канд. психол. наук, доцент кафедры психологического обеспечения профессиональной деятельности СПбГУ