РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию Баглаева Е.А. «Психическое развитие детей 8-17 лет с синдромом Дауна в связи с модернизацией детского дома-интерната» Проведенное исследование отражает важный и актуальный для системы интернатных учреждений процесс преобразований, определенный Национальной Стратегией в интересах детей, а также принятым к исполнению в сентябре 2015 года Постановлением Правительства РФ№481. Оба правительственных документа определяют необходимость улучшения качества жизни детей в учреждениях, создание приближенных к домашним условий проживания, а, главное – создание семейного (стабильного, отзывчивого) социального окружения детей. Для детского дома-интерната в Павловске сам факт проведения исследования, и, конечно, его результаты, являются актуальными и важными. Учреждение проходит поэтапную модернизацию, внедрение которой зачастую вызывает трудности и сопротивление, так как требует вовлечения и работы по-новому. Сотрудникам важно получать обоснование эффективности своей работы в новом модернизированном режиме. Поэтому работа дипломанта является актуальной для нашего и других учреждений, проходящих аналогичные изменения; работа обладает высокой практической значимостью и абсолютной новизной: изучаемые характеристики поведения, развития и коммуникации в связи с созданием семейных групп в детском доме для умственно отсталых детей не ранее не проводились. Отсутствовал прецедент такого рода преобразований в системе государственных учреждений с ограниченным штатом сотрудников и специалистов. На наш взгляд, в работе также удалось сформулировать критерии скрининговой оценки происходящего в группе: выбранные и адаптированные к специфике ДДИ критерии отражают опыт детей, выраженность их дезадаптации, а также характер привычной коммуникации взрослых и детей в повседневной ситуации в группе. Одна группа полученных результатов поддержат сотрудников «семейных» модернизированных групп (значительно уменьшилось количество самостимуляции у детей, улучшились некоторые параметры взаимодействия взрослых с детьми, поведение взрослых через 20 мес.после начала модернизации в определенных характеристиках лучше, чем в контрольной группе и др.), а другие данные – заставят задуматься и искать дальнейшие пути улучшения качества работы с детьми: длительность самостимуляции у детей не снизилась, не выявлено значимых различий за исключением одного на уровне тенденции в коммуникативном поведении детей с синдромом Дауна. К пожелания можно отнести важность представления результатов исследования сотрудниками ДДИ№4, а также продолжение изучения психического развития детей с синдромом Дауна и иными диагнозами в процессе модернизации учреждения. Выпускная квалификационная работа Баглаева Е.А. отличается актуальностью, новизной и высокой практической значимостью, является самостоятельным научным трудом и соответствует требованиям, предъявляемым к ВКР, и заслуживает оценки «отлично». Методист СПб ГСУСО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №4», г. Павловск Капустянская Л.В.