Отзыв рецензента на работу на соискание степени магистра по направлению 50.04.03 "История искусств" по магистерской программе "История западноевропейского искусства" студентки института истории ФГБОУ ВО "САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" (СПБГУ) Торицыной Ирины Игоревны на тему ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ МОТИВЫ В ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ XIX СТОЛЕТИЯ: СТИЛИСТИКА И СЕМАНТИКА В Государственный Эрмитаж для рецензирования представлена работа, посвященная проблематике взаимодействия стилистических направлений в западноевропейском прикладном искусстве и культуре XIX века. Актуальность данного исследования связана с переосмыслением роли и влияния искусства прошлого на выразительность и сюжетную составляющую художественных образов Нового времени. Привлекая множество примеров деятельности мастеров различных видов прикладного искусства, рассматривая и сопоставляя их, автор анализирует те моменты, в которых влияние египетского искусства наиболее ярко проявилось в каждом отдельном примере, и было продиктовано особенностями используемого материала. комплексный подход и анализ рассматриваемой темы позволил автору сделать ряд важных выводов об эволюции "Египтомании", о художественной выразительности и знаковой нагрузке памятников Историзма и Модерна. Работа состоит из введения с обоснованием выбора темы. ее целей и задач, историографии, трех тематических глав и заключения. А также, приложены списки литературы , источников и аннотированные иллюстрации. анализу публикаций, вышедших в свет по данной тематике и их исследованию в данном контексте, посвящена глава Историография. Автор рассматривает российские и зарубежные исследования, выделяя главное в каждой научной работе, привлекая труды общего характера, диссертации, различного рода статьи, каталоги постоянных, временных выставок, интернет - источники. В первой главе в историческом контексте автор рассматривает истоки возникновения "Егптомании" в Западной Европе, прослеживая формирование фактологических, символических и сюжетных предпочтений в культуре XVIII - XIX веков. Достоинством является также анализ стилистики Древнего Египта и соотнесение ее с общими тенденциями европейского искусства XIX - начала ХХ веков. Вторая глава посвящена эволюционным изменениям образного строя и художественной нагрузки мотивов, заимствованных и вдохновленных искусством Древнего Египта. Для этого автор привлекает большое количество произведений прикладного искусства, выполненных на протяжении значительного временного отрезка, с конца XVIII до начала ХХ века. Более подробно рассмотрена сюжетная выразительность памятников, в которых материал изготовления и новые технические достижения, зачастую диктовали вариативность трактовки. Для доказательства своих выводов автор использует произведения западноевропейских мастеров эпохи Ампира, Историзма и Модерна, представленные в музейных и частных собраниях, проходившие на аукционах и упомянутые в печати. В третей главе автор исследует влияние искусства Древнего Египта на творчество западноевропейских ювелиров, рассматривает формирование и трансформацию "египетских" образов и сюжетов и их интерпретацию в этой области художественной деятельности. Привлекая большое количество произведений искусства из лучших художественных собраний, автор прослеживает особенности формообразования и цветовой нагрузки ювелирных изделий, связанные с функцией предмета, исходными материалами и способом обработки. Автор справедливо выделяет стилистические предпочтения и мотивы, используемые крупнейшими мастерами Нового времени и эпохи Историзма, не только ювелирами - одиночками, но и большими мастерскими, фирмами и ювелирными домами. Традиция обращения к египетским мотивам, но осмысленная и выполненная по-новому, представлена автором на примере произведений эпохи Модерна. Текст на 122 страницах изложен грамотно и логично, цель и метод исследования соответствуют поставленным задачам. Список использованной автором литературы и источников включает 184 позиции. Работа снабжена альбомом, состоящим из 222 иллюстраций с аннотациями. Как и любая другая, данная работа не лишена недочетов. Некоторые шероховатости и огрехи, на наш взгляд, есть в описании предметов и в их характеристиках. Однако, эти замечания не влияют на результат исследования. выполненного на высоком уровне в соответствии с заявленной проблематикой. оценивая роль и влияние искусства Древнего Египта на стилистику и семантику, воплотившуюся в произведениях западноевропейского прикладного искусства, автор справедливо выделяет основные этапы и особенности этого процесса. Заявленная тема работы раскрыта, работа соответствует требованиям, предъявляемым к диссертациям на соискание степени магистра. Диссертация на соискание степени магистра рекомендуется к защите, а ее автор заслуживает отличной оценки. Рецензент Ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения О.Г.Костюк