ОТЗЫВ на магистерскую диссертацию на соискание степени магистра Торицыной Ирины Игоревны "Древнеегипетские мотивы в прикладном искусстве Западной Европы XIX столетия: стилистика и семантика " (магистратура, направление – 50.04.03 "История искусства"). Диссертация Торицыной И.И. обращается к изучению самобытного, оригинального феномена в истории прикладного искусства XIX столетия, а именно формам проявления "Египтомании" в декоративных решениях творческой практики мастеров рассматриваемого периода. Отметим, что предпринятое исследование Ирины Игоревны, фактически является первой в отечественной науке попыткой предложить комплексное рассмотрение этого сложного, и неоднозначного явления в истории искусства, на примере широкой выборки разных видов памятников декоративно-прикладного искусства (мебель, ткани, керамика, стекло, ювелирные изделия). Ранее в практике отечественных исследователей изучение египетских мотивов в искусстве находило отражение на примере развития европейской архитектуры Нового времени (В.А.Дубровина). В этом контексте данная работа продолжает и развивает намеченные предшественниками пути и расширяет границы понимания явления "Егптомании" в искусстве. Во многом это позволяет молодому исследователю выдвинуть гипотезу об определенной самостоятельности египетской линии в европейском искусстве и выделить это направление из большой группы традиционно понимаемого ориентализма. Специфика предмета, а также особенности историографической базы требовали от автора работы усердия на протяжении всего процесса написания диссертации. Структура представленного текста соответствует предъявляемым к подобного рода работам требованиям. Он дополнен содержательным приложением, наглядно иллюстрирующим осмысленный отбор изобразительного материала и предмета для научной аналитики в контексте заявленной темы. Следует отметить, что в работе с памятниками И.И.Торицына, как правило, прибегала к натурному обследованию предметов как в отечественных, так и зарубежных музейных собраниях (Италия, Португалия и пр.). Торицыну Ирину Игоревну как молодого исследователя характеризует высокая профессиональная подготовка в области истории и теории искусства. Характер диссертационной работы потребовал от нее основательных теоретических знаний, навыков работы с музейными и архивными материалами, приемов источниковедческого, историко-культурного исследования, а также понимания специфики исследовательской деятельности в междисциплинарном пространстве современного гуманитарного знания. Обращение к достаточно сложному, малоисследованному материалу "египетской стилистики" в памятниках ДПИ и попытка представить его как целостное явление в истории искусства, обладающее исторической этапностью и специфическим чертами в своем развитии, неизбежно предполагало многообразие путей и стратегий исследования: поиск и анализ предметов искусствоведческого изучения, разыскания в фондах архивов и музеев, мемуарных источников и свидетельств современников, а также умение работать с научной литературой на различных языках. Отдельно следует отметить высокую культуру русского языка и владение профессиональной терминологией, которые отличают текст Ирины Игоревны. Выполненная диссертационная работа И.И.Торицыной носит завершенный характер, её представляется возможным считать успешной и рекомендовать к защите.