РЕЦЕНЗИЯ на диссертацию Лычко Марии Александровны «МЕТОДЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ МЕДИА- И ВИДЕОЭКСПОЗИЦИИ» на соискание степени магистра по направлению 50.04.03 «История искусств» магистерская программа ― История западноевропейского искусства, выполненную в ФГБОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ) Институт истории Тема, заявленная в диссертации, для современного художественного процесса является актуальной. Популяризация искусства новыми средствами, в большей степени ― техническими ― это и настоящее, и будущее нашего времени. Структура диссертации и ее содержательное распределение не вызывает сомнений. Глава I «Изобразительное искусство и современные информационные технологии» и глава II «Произведения искусства в современном экспозиционном и коммуникационном пространстве» могут рассматриваться как теоретические, а третья глава «Стратегия выбора медиа средств популяризации искусства и создание оборудования для передвижной выставки» представляет личные предложения диссертанта. Необходимость введения новейших образовательных возможностей в пространство музея, проработка главных экскурсионных маршрутов с включением аудиопособий и видеонаглядности, обращение к интернет-ресурсам делает музей современным и востребованным для разновозрастной аудитории. Более того, включение музейных объектов в виртуальное пространство становится тем важным шагом, который позволяет наладить и углубить коммуникативную функцию арт-территории. Дискуссия среди специалистов возникает не в вопросах о необходимости введения новых технологий, а о степени замещения оригинальных образцов репродуктивной наглядностью. Прекрасно, что диссертант эту мысль понимает и формулирует ее на страницах своей работы с честностью и ответственностью: выводы I главы. Глава II в большей степени отражает историю зарубежного выставочного процесса. Действительно, у западных партнеров российским организаторам выставок есть чему поучиться. Похвально, что молодой автор находит точки соприкосновения национальных достижений с западными прототипами. Более интересным и важным для отечественного музейно-коммуникационного направления является описание организации культурно-просветительской деятельности с использованием новых информационных систем московскими музеями (с. 33–35). Можно согласиться с автором в формулировке: «Экскурсионные группы – это достаточно частый тип организованных групп посетителей для многих музеев по всему миру, и в России, в частности. В этом случае подходящими мультимедиа-решениями могут стать отдельно выделенные кинозоны, интерактивные мультитач-столы с заданиями для всей группы, передвижные терминалы, лабиринты и другие интерактивные медиа- средства» (с. 39). Главным вопросом диссертантки является изучение возможностей передвижных выставок и создание технических условий для их воплощения. Вывод очевиден: «Современная проекционная, цифровая техника, которая используется в передвижных выставках предлагает поразительные средства, инструментарий для достижения художественных, творческих, экспозиционных эффектов» (с. 68). Хочется обратить внимание, что таким же вопросом в нашей стране были заняты экспозиционеры в ХХ в., хотя технические возможности того времени несравнимы с современными. Рекомендуемая литература: Михайловская А. И. Музейная экспозиция (организация и техника) / Под ред. Ф. Н. Петрова. М.: Изд-во «Советская Россия», 1964. 517 с. Стоит отметить интересно проведенную аналогию об организации «передвижных выставок» (с. 60 и далее), что и является собственно авторским проектом М. А. Лычко, но следовало бы более подробно оговорить формулировку термина, ибо в искусствоведении уже существуют сложившиеся понятия «передвижники» и «выставки передвижников». Однако, просветительская функция выставок передвижников XIX в. и передвижных выставок XXI в. имеет сходную линию. Позволю не согласиться с названием параграфа 1.2. в том, что аудиогиды являются новой формой проведения экскурсий. Во-первых, аудиогиды не применяются для проведения групповых экскурсий, а предназначены для самостоятельного обхода зрителем музея, значит, не экскурсия, а моно посещение; во-вторых, они на современном этапе уже не являются новой формой, и об этом пишет автор, ставя аудиогиды в ранние технические новшества, которые приобрели музеи в свое время. Однако, высказанные замечания не влияют на общую положительную оценку работы и ее соискатель М. А. Лычко заслуживает присвоения искомой ею степени магистрапо направлению 50.04.03 «История искусств». Заведующая сектором эстетического воспитания Методического отдела Государственного Русского музея, доктор искусствоведения О. А. Туминская