ОТЗЫВ на диссертацию на соискание степени магистра по направлению 50.40.03 "История искусства", выполненную Ивановой Марией Александровной на тему «Автопортрет женщины в художественной практике фотографов второй половины ХХ века: классическая традиция и эстетические коды» Представленная диссертационная работа посвящена комплексному рассмотрению самобытного явления в истории фотографии ХХ века – творческой практике женщин-фотографов. Современное научное сообщество, несмотря на некоторую сдержанность в отношении исследований, определенных гендерным фактором, в части искусства фотографии продолжает обращаться к самостоятельной практике женщин, как особой дефиниции инициарной среды. Это находит подтверждение как в многочисленных публикациях, например о Сем Тейлор-Вуд и "Молодых британских художниках", так выставках последних лет, где особое внимание уделяется роли женщины-фотографа, например, «Голоса Парижа: модернистская фотография 1920-1950-х годов» (Центр Помпиду, 2012-2013) и «Кто боится женщин-фотографов? 1839-1919» (Национальный музей Оранжери, 14 окт.2015–25 янв.2016). Тем не менее попытка комплексно рассмотреть практику женщин-фотографов в контексте эстетики постмодернизма, с его особой рефлексией по отношению к классической традиции, довольно нова. В этой связи представленная работа в полной мере отвечает качеству новизны и пытается расширить границы понимания искусства фотографии второй половины ХХ столетия. М.А.Иванова при подготовке магистерской диссертации показала себя как самостоятельный исследователь. Тем не менее в процессе работы над основным текстом диссертант обратился к рекомендуемым публикациям и монографическим изданиям, работал в фондах библиотек, использовал электронные базы данных и прочие информационные ресурсы. Структура данной работы соответствует требованиям. Фактологическую наполненность текста можно характеризовать как удовлетворительную, в тоже время все основные теоретические модели (Р.Краус, Л.Нохлин и пр.) в работе представлены. Работа дополнена приложением с иллюстративным материалом. Однако, в качестве замечания, следует указать на не в полной мере решенную задачу широкой репрезентации явления, т.к. список рассматриваемых персоналий фактически ограничен Ф. Вудман, С. Шерман и В. Майер. Возможно некоторая ограниченность является следствием слабо представленной в работе зарубежной историографии вопроса, в которой диссертант мог бы почерпнуть много большее количество примеров для собственной аналитики. Тем не менее, необходимо отметить, что на протяжении всего периода обучения М.А.Иванова демонстрировала большой интерес к изучению истории современной фотографии, обратилась к различным коллекциям государственных музеев и частных фондов, предпринимала попытки апробации собственной гипотезы о типологии автопортрета в искусстве фотографии. Несмотря на некоторую сдержанность стиля изложения, автору удалось создать ясную картину многогранного явления автопортрета женщины в искусстве фотографии эпохи постмодернизма. Выполненная работа носит завершенный характер, её представляется возможным рекомендовать к защите.