РЕЦЕНЗИЯ на магистерскую диссертацию А.А. Тихомирова «Социокультурное взаимодействие между участниками дорожного движения в Санкт-Петербурге», по направлению 040200 – социология. Работа посвящена несомненно актуальной и важной проблеме нашего времени. Достаточно вспомнить статистику жертв дорожно-транспортных происшествий и всё более расширяющуюся автомобилизацию в России. Диссертация А.А. Тихомирова содержит все необходимые компоненты подобных работ: обоснование актуальности, комплексную методологию, использующую данные литературных источников по различным научным дисциплинам, включенность основных элементов объекта исследования (водители, пешеходы, сотрудники ГИБДД), постановку цели и задач, гипотез, описание методов изучения (анкетного опроса и экспертного интервью), эмпирических результатов, выводы и приложение. В первой главе автор рассматривает теоретические предпосылки своей работы, социологический и культурно-антропологический подходы к городскому пространству и социальному взаимодействию в нем, роль автомобиля в современной городской жизни, риски и конфликты, связанные с автомобилизацией. Анализируются труды Г. Зиммеля, Р. Парка, П. Бурдье, П. Сорокина, Л. Вирта, П. Штомпки, Ж. Бодрийяра и других авторов. Затем диссертант подробно описывает и типологизирует группы из которых состоит дорожное движение и взаимодействие, в первую очередь группы автомобилистов, а также сотрудников ГИБДД и участников такого инициативного социального движения как «СтопХам». Он вводит в исследовательский оборот новые социальные группы или рассматривает их в новом ракурсе, что, конечно, является достоинством исследования. В эмпирическом исследовании проанкетировано 105 человек и проведено четыре экспертных интервью. На основе полученных данных автор составляет «социологический образ» петербургского автомобилиста, выясняет особенности «русского вождения», отношение водителей-мужчин к водителям-женщинам, отношение сотрудников ГИБДД к разным группам автомобилистов. В общем, получается, что все гипотезы практически подтверждаются, за исключением влияния на участников дорожного движения фактора высокой цены и статусности автомобиля, правда, одно из экспертных интервью показало, что дорожные полицейские, всё-таки, реагируют на престиж автомобиля. В работе присутствует и ряд недостатков: 1. Выборка является нерепрезентативной ( что не удивительно для магистерского исследования), поэтому делать выводы о том, что основной возрастной состав петербургских автомобилистов 26-30 лет не представляется возможным, как и некоторые другие суждения на основе пилотажного по своему характеру исследования. 2. Таблицы и библиография не соответствуют научным требованиям оформления. 3. Взаимодействие водителей и сотрудников ГИБДД описано слишком поверхностно. 4. Автор не замечает, что фактор стоимости «Мерседесов» и элитарности их владельцев влияет на отношение к ним ( они получают от опрошенных самые низкие оценки 1,4 по 5-балльной шкале ). То есть явление капиталистического межгруппового антагонизма имеет место . Вместе с тем, в целом рецензируемая диссертация является законченным научным исследованием, отличается креативностью, актуальностью и практической значимостью. Её автор - Андрей Александрович Тихомиров заслуживает оценки «хорошо». Доктор психологических наук, профессор, эксперт НП «Центр политических и психологических исследований», заслуженный деятель науки РФ В.Е. Семёнов