ОТЗЫВ научного руководителя на магистерскую диссертацию А.А. Тихомирова Социокультурное взаимодействие между участниками дорожного движения в Санкт- Петербурге В последние годы дорожное движение стремительно меняется: растет число водителей, в частности, женщин, и в целом количество категорий автомобилистов и иных участников дорожного движения. Тематике взаимодействия между различными категориями участников дорожного в современной научной литературе уделяется немного места, что и порождает многочисленные вопросы относительно практик взаимодействия на дороге, в том числе и их национальной специфики. В этом, на мой взгляд, состоит и актуальность, и практическая значимость магистерской диссертации А.А.Тихомирова. Автор в целом успешно пытается проанализировать и обобщить эту сложную и внутренне противоречивую систему «образов» участников дорожного движения, мотивы и следствия их непосредственной и опосредованной коммуникации. В ходе исследования автору удалось выявить основные категории автомобилистов, включая «фольклорные» категории, особенности взаимодействия с представителями власти ( сотрудники ГИБДД), а также выявить корреляцию факторов отношения к водителю других участников дорожного движения в зависимости от статусности автомобиля и его ценового сегмента. Особое внимание в ходе исследования было уделено отношение к участнику дорожного движения со стороны сотрудника ГИБДД в зависимости от его возраста, стажа вождения и пола, а также статусности и ценового сегмента его автомобиля. В качестве своего рода «ноу-хау» исследования хочется обратить внимание на Выявление национально специфичной манеры вождения и взаимодействия участников движения между собой. Автор предпринял успешную попытку сконструировать «образ петербургского водителя», а именно набор признаков, характерный для водителя именно в северной столице. К числу наиболее интересных выводов исследования стоит отнести: 1. В сознании большинства респондентов существует некий образ «нормального» водителя, который никому не мешает на дороге, не создает проблемных и потенциально опасных ситуаций, следовательно отношение к такой группе водителей у всех положительное и максимально положительное 2. Важное значение для отнесения водителя в определенную группу имеют такие параметры как стаж вождения, профессиональный статус и манера езды. 3. пол водителя не играет существенной роли при формировании отношения к нему со стороны других участников дорожного движения. 4. При взаимодействии с водителями, сотрудники ГИБДД не отдают предпочтение кому- либо только по признаку пола, возраста или видимого стажа вождения. В целом, диссертационное исследование А.А.Тихомирова оставляет благоприятное впечатление. Автор проявил оригинальность при выборе и трактовке темы, а в эмпирическом исследовании проявил практические умения и навыки, необходимые для успешного выполнения роли профессионального социолога.