Рецензия на выпускную квалификационную работу «Информационные технологии в структуре непроизводительного труда (на примере научной сферы)», выполненную на кафедре экономической социологии факультета социологии СПбГУ студенткой 6 курса дневного отделения по специальности 39.04.01 - «Социология» Рачевской Екатериной Сергеевной Представленная на рецензирование выпускная работа очевидно имеет и практический и научный интерес и актуальность. В этом легко убедиться по активности обсуждения этой проблематики на отечественных и международных профильных конференциях и круглых столах. Кроме того, текущее состояние информатизации, степени проникновения современных IT новаций в как рядовые, так и ведущие университетов страны далека от степени удовлетворения в соответствии с запросами современного общества. Более того, можно утверждать, что сценарии достижения намеченных многими ВУЗами показателей не очевидны и в настоящее время открыты для обсуждения. Автор справедливо отмечает в своей работе многогранность вопроса проникновения информационных технологий в научной сфере: различные грани отражают не только аспекты степени овладевания технологиями сотрудниками, преподавателями и студентами, информатизации учебного процесса, степени оснащенности специализированным оборудованием, но и уровень культуры обработки данных, применения технологий информационного поиска, а кроме всего прочего еще и вариативность и эффективность применения новых методических наработок. Екатерина Сергеевна достаточно системно и детально структурирует и описывает современные течения в информатизации, оказывающие влияние на научную и образовательную среду.Более того, вероятно можно даже усилить сделанные автором выводы, констатируя тот факт, что в настоящее время система образования переживает определенный эволюционный или даже революционный этап, который выражается в частности в децентрализации образоватения, глобального проникновения интернет-технологий, «ухода в тень» вопросов расстояния и национальных границ в вопросах общения учителя и ученика, применения новых методических подходов и стратегий. Представленная работа является актуальной, достаточно системной, однако можно констатировать ряд содержательных замечаний: • Присутствуют некоторые огрехи и неточности в части описания информационных технологий и инструментов, что впрочем можно отнести в не техническому образованию автора . • Из предьrдущего пункта вытекает ряд замечаний по системности и полноте охвата при перечислении ИТ-технологий и аспектов. • На мой взгляд в работе не совсе точно расставлены акценты при изучении причин недостаточного внедрения ИТ в системе образования. Кроме технических проблем (недостаточное количество техники или «яркости мониторов» и т.п.) и проблем недостаточного уровня информационной культуры, есть очень злободневные и возможно даже оказывающие большее влияние вопросы мотивации преподавательского состава и студентов в применении ИТ, а также недостаточно развитой на текущий момент методического аппарата. Однако, указанные замечания не умаляют выполненный магистрантом объем работы и его значимости для приближения нас всех к понимаю путей решения проблем «роста» и перехода на новый эволюционный этап. Стоит отметить высокую мотивированность, самостоятельность и активность автора, что в частности выражается в стремлении разобраться в аспектах применения ИТ в науке и образовани и,а также в том, что автор смогла получить интервью действи тельно значимых в данной области экспертов в Петербурге. В целом работа соответствует требованиям к выпускным работам данного уровня и заслуживает высокой положительной оценки. 26.05.2016 Щукин Александр Валентинович доцент, кандидат технических наук дра Компьютерные интеллектуальные технологии, Высшая инженерная школа, СПбПУ Петра Великого