Рецензия на выпускную квалификационную работу студентки магистратуры Мутыхляевой Полины Сергеевны, выполненной по направлению 040100 «Социология», Профиль «Социология культуры» на тему Музыкальный перформанс как пространство конструирования идентичности (на материалах альтернативного рока) Содержание выпускной квалификационной работы Мутыхляевой Полины Сергеевны полностью соответствует заявленной теме. Выбранная Полиной тема посвящена анализу музыкального перфоманса на материале альтернативного рока с акцентом на конструирование идентичности участников этой культурной сцены. С самого начала рассмотрения темы Полина помещает выбранный ей музыкальный стиль в современный контекст меняющегося пространства музыки, утверждая, что актуальность темы связана с необходимостью изучения трансформации способов конструирования идентичностей менее строго, чем прежде, связанных с особой обособленной стилистикой в условиях стремительного изменения спроса, а также появления новых, часто миксовых музыкальных направлений. Следует отметить, что цель, задачи, объект и предмет исследования сформулированы магистранткой достаточно точно и аргументировано, хотя я бы обратила внимание автора на некоторые рассогласования используемых категорий, которые появляются в разных частях концептуальной части. Сначала речь идет о пространстве перфоманса, а оказывается, что объектом является публика альтернатиивной сцены, затем появляется категория дискурсивного поля АР, встает вопрос также о формировании идентичности у аудитории именно в ходе участия (или восприятия?) рока, и, наконец – о том, что в этом поле конструируется и воспроизводится идентичность участников, и наконец появляется понятие идентичности аудитории, как ресурс воспроизводства поля АР. На мой взгляд, последовательное использование, пусть и близких, но достаточно сложных понятий затрудняет понимание главной цели исследования. Для реализации задач проекта Полина использовала смешанные методы сбора информации: интервью, опрос, наблюдение и анализ группы вКонтакте, что безусловно делает полученный материал интересным и разнообразным. Ключевым понятием теоретической части диссертации выбрана категория дискурса и дискурсивности, которая определяется как процесс производства реальности внутри дискурса, с формальными и неформальными нормами, с функциями системы, имиджем, что по мнению Полины и может быть применено к дискурсивности «рока» и появлению дискурсивных полей – различных жанров. Далее, в опоре на дискурсивные поля автор показывает специфику альтернативного рока, предлагает типологию участников поля и ключевые ценности, вокруг которых конструируются идентичности и дискурсивные сообщества, делая акцент и на силовой характеристике поля. Полина внимательно анализирует различные теоретические подходы к понятию «перфоманса» через производство (процесс) некоего качества путем каждодневных действий в конкретном культурном месте, ориентированных на передачу смысла. Также внимательно раскрываются элементы рок сцены, которые соотносятся с перфомансом. Особый акцент делается на расширении границ пространства перфоманса через социальные сети и использование мультимедийных технологий. Особый интерес представляет эмпирическая часть работы. На основании проведенных интервью, Полина предлагает подробный анализ типов участников пространства альтернативного рока в Санкт-Петербурге, рассмотрены различные атрибуты дискурсивного пространства и особенности альтернативной тусовки. Очень интересно и грамотно показано позиционирование альтернативной сцены по отношению к другим музыкальным жанрам с использованием анализа групп ВКонтакте и построения графа общей аудитории виртуальных групп в социальной сети «ВКонтакте». В анализе перфоманса, как пространства конструирования идентичностей аудитории Полина активно использует фотографии, что значительно украшает работу, вводя элемент визуальной презентации различных групп и реакций, поддержания и производства символов вовлеченности и традиций приверженности альтернативной сцене. Проведенный Полиной доскональный анализ всех параметров перфоманса на сцене альтернативного рока позволяет ей сделать достаточно интересные и перспективные выводы о том, альтернативный рок может быть изучен в качестве особого дискурсивного поля, в пространстве перформансов которого разные участники могут конструировать свою идентичность. При этом были показаны различные сценарии вовлечения акторов альтернативной сцены в производство самой сцены и особенности коммуникаций между участниками, наделенными разной степенью власти в контексте смыслов и ценностей, разделяемых сообществом. Дискурсивное пространство альтернативного рока формируется вокруг идей протеста, особым образом манифестируемых акторами, границы которого достаточно прозрачны и подвержены трансформациям. Однако, помимо отмеченных достоинств работы, хочу обратить внимание и на некоторые недостатки. 1). Полина пишет о том, что практики слэма практически никто не изучал, тогда как этот способ телесного конструирования солидарности и идентичности довольно подробно изучен в рамках исследований панк и скинхед сцен, в том числе и российскими социальными учеными. 2). На мой взгляд, теоретический обзор академической литературы выиграл бы , если б автор обратился к концепции культурной сцены, активно разрабатываемой как западными, так и отечественными исследователями в рамках развития пост субкультурного подхода. Этот подход помогает не только описать процессы организации, управления и контроля за циркуляцией особых ценностей и смыслов, разделяемых ядровым или примкнувшим сообществом, но и распределение власти и соответственно, влияние на границы сцены и особенности совместно производимого продукта. Привлекательность этого конструкта интересна еще и тем, что помогает реализовать одновременный анализ места (физического, символического), времени (конкретного и расширенного) и действия (практик разных акторов в вос/производстве сцены). Однако высказанные замечания и комментарии нисколько не снижают значения выполненной работы, которая представляет собой логичное и весьма профессиональное исследование такого сложного феномена. Еще раз хочу отметить высокий профессиональный уровень проведения полевой этнографической работы, очевидные способности автора к внимательному анализу полученного материала и владение всеми необходимыми приемами академического письма. В результате автором получены очень интересные и значимые результаты, имеющие реальную научную ценность. Диссертацию Мутыхляевой Полины Сергеевны можно рассматривать в качестве серьезной научной работы высокого уровня и демонстрацию большого профессионального потенциала, очевидных способностей и компетенций, как высоко мотивированного научного исследователя. Все понятия, введенные автором в качестве теоретической рамки и ключевых категорий исследования использованы полно и адекватно, профессионально присутствуют в выводах и результатах. Выводы обоснованы эмпирически, логически аргументированы и конкретны. В целом работа Мутыхляевой Полины Сергеевны полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к магистерским диссертациям. Рекомендуемая оценка – 9 (девять) баллов. Омельченко Е.Л., д.с.н., Профессор департамента социологии НИУ ВЩЭ – СПб ______________/ _________________ подпись И.О. Фамилия Дата