РЕЦЕНЗИЯ на МАГИСТЕРСКУЮ ДИССЕРТАЦИЮ выпускницы магистерской программы «Социология организаций и управления персоналом» (направление 39.04.01 «Социология») Ефимовой Евгении Дмитриевны на тему: «Управление знаниями в коммерческой организации: сетевой подход» Научный руководитель: доцент, к.ф.-м.н. С.В. Рассказов Публикации по проблеме «Управление знаниями в коммерческой организации» нередко встречаются в современной отечественной и зарубежной научной литературе. Однако, с социологической точки зрения в этой теме осталось немало «серых пятен». Между тем, социальные взаимодействия сотрудников компании оказывают значительное влияние на уровень профессиональных знаний, навыков и умений и, тем самым, - на конкурентоспособность коммерческой организации и ее долгосрочное устойчивое развитие. В социологической науке сетевые взаимодействия достаточно хорошо изучены теоретически и есть инструментарий, позволяющий их визуализировать и количественно измерить. Наблюдается дефицит реальных практических примеров применения общих теоретических положений и их интерпретации. Материал рецензируемой магистерской диссертации способствует заполнению указанной «ниши» и, в конечном счете, - росту показателей деятельности коммерческой организации. Тем самым, тема диссертации является актуальной. Работа состоит из Введения, трех глав основного текста, Заключения, списка литературы и нескольких приложений. Во Введении четко сформулированы цель и задачи диссертации, объект и предмет, а также другие необходимые компоненты вводной части научного исследования. В первой главе сначала раскрываются этапы развития, основные теории и концепции социологии знания. Автор анализирует работы А. Шюца, П. Бергера, Т. Лукмана, Э. Дюркгейма, К. Маркса, а также вклад других известных ученых. Из них конкретизируется теоретико-методологическая основа магистерской диссертации. Далее дается описание системы управления знаниями. При этом излагаются подходы к определению понятия управления знаниями, дается классификация знаний в организации, раскрываются структура и функции системы управления знаниями. Автор акцентирует внимание на описании роли персонала в процессе управления знаниями. Подчеркивается необходимость формирования способствующей созданию знаний организационной культуры, важным элементом которой являются сети знаний и социальные сети. Таким образом, в первой главе дано описание объекта исследования магистерской диссертации и подготовлена база для следующих частей работы. Во второй главе раскрываются основы сетевого подхода и его применения к управлению знаниями в коммерческой организации. Автор качественно излагает понимание и современное состояние в социологии сетевой теории, социальных сетей и сетевого анализа. Используются работы М. Кастельса, Б. Уэллмана, П. Бурдье, М. Грановеттера и других исследователей. Далее автор социологически обосновывает применение сетевого подхода к управлению знаниями в коммерческой организации. Установлено возможное влияние показателей социальной сети на экономическую эффективность сотрудников. В соответствии рассмотренной классификацией, выделены проблемные области исследований организации, для которых можно применять методы сетевого подхода. Приведены примеры-кейсы, в которых использовались методы сетевого анализа и программное обеспечение для расчета и визуализации количественных показателей. Таким образом, во второй главе дано описание предмета исследования магистерской диссертации и подготовлена база для проведения социологического исследования практики управления знаниями в реальной коммерческой организации. В третьей главе приведены материалы и результаты анализа социологического исследования системы управления знаниями. Материалы главы являются оригинальными. В ней предложена и пошагово изложена методика социологического анализа системы управления знаниями на основе сетевого подхода. Разработан социологический инструментарий для ее реализации. Методика апробирована в реальной коммерческой организации. По результатам исследования сформулированы управленческие рекомендации и отмечены особенности управления знаниями в различных типах коммерческих организаций. В Заключении сформулированы основные результаты магистерской диссертации, а в Приложениях приведены программа исследования, тексты анкет и таблицы коэффициентов. Скорее в качестве пожеланий на будущее, а не как замечаний, посоветуем автору работы уделить больше внимания следующим вопросам: - Автор обратила внимание на «некоторые различия в системе управления знаниями на примере сравнения крупной промышленной организации и более мелкой, занимающей услугами». Однако детального исследования «некоторых различий» и их влияния на систему управления знаниями в работе не приводится. - Представляет научный и практический интерес раскрыть проблему сохранения знаний, которыми обладают высшие менеджеры организации и ее ключевые сотрудники, в рамках более общей темы корпоративного управления (в частности, стимулирования через участие в собственности компании). Магистерская диссертация Ефимовой Евгении Дмитриевны на тему: «Управление знаниями в коммерческой организации: сетевой подход» является самостоятельным, оригинальным и законченным научным исследованием, выполненном на высоком теоретическом и аналитическом уровне. Приведенные результаты можно классифицировать как новые, обоснованные и имеющие практическое и научное значение. Магистерская диссертация написана и оформлена в научном стиле, ее положения четко сформулированы и соответствуют задачам исследования. Для работы характерна логическая последовательность и взаимосвязь всех ее структурных элементов. Считаю, что по своей актуальности, научной новизне, объему проведенных исследований, их методическому уровню, теоретической и практической ценности полученных результатов магистерская диссертация Ефимовой Евгении Дмитриевны соответствует требованиям к магистерским диссертациям, а ее автор заслуживает присуждения степени магистра социологии. Оценка выполненной работы – «Отлично». Рецензент: Доцент Кафедры экономической теории и прикладной экономики Северо-Западного института управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, кандидат экономических наук А.Д. Шматко