Рецензия на выпускную квалификационную работу обучающейся по ООП магистратуры по направлению “Социология” (профиль “Социология организаций и управления персоналом”) Дергачевой Валерии Дмитриевны по теме: “Формирование HR-бренда организации как способ повышения лояльности персонала” Тема выпускной квалификационной работы В.Д. Дергачевой является актуальной. Это связано с тем, что формирование HR-бренда организации позволяет подойти к решению комплекса ее задач, в том числе задачи обеспечения оптимального процесса управления человеческими ресурсами внутри организации, а также функционирования благоприятного внешнего имиджа работодателя для привлечения соискателей. Поскольку уровень лояльности персонала является одним из показателей успешности внедрения внутреннего бренда компании, магистерская диссертация В.Д. Дергачевой М.О. имеет теоретическую и практическую значимость в практике управления организацией. Первая глава выпускной квалификационной работы посвящена изложению теоретических оснований исследования формирования HR-бренда организации. Автор анализирует эволюцию понятия “HR-бренд” и современный фокус его рассмотрения, выделяет основные этапы и способы формирования HR-бренда организации, каналы его продвижения. Во второй главе рассматривается проблема лояльности персонала в процессе формирования HR-бренда организации. Так В.Д. Дергачева характеризует понятие и выделяет основные компоненты формирования лояльности персонала, что впоследствии позволяет представить лояльность персонала как фактор успешности формирования HR-бренда организации. Третья глава представленной выпускной квалификационной работы посвящена эмпирическому исследованию взаимосвязи HR-бренда организации и уровня лояльности персонала. В этой связи можно отметить, что В.Д. Дергачева самостоятельно разработала программу исследования и методический инструментарий, а также проанализировала особенности взаимосвязи HR-бренда организации и уровня лояльности персонала на примере частной медицинской клиники. В работе достаточно подробно проанализированы основные результаты эмпирического исследования и предложен их анализ. Вместе с тем, в работе существуют определенные недостатки. Укажем лишь на три из них. Во-первых, на мой взгляд, во Введении при характеристике методологии исследования следовало конкретизировать, например, какие именно положения концепций С. Бэрроу, Т. Эмблера, Р.Е. Мансурова к определению понятия HR-бренда использовал автор. Во-вторых, основная гипотеза, указанная во Введении, и эмпирическая гипотеза, отмеченная в Программе исследования, совпадают. В-третьих, полагаю, что более корректным было назвать охарактеризовать выборку исследования “целенаправленной”, а не как “невероятностную”. Тем не менее, “взвешивая” положительные стороны и недостатки диссертации, можно сделать вывод, что она соответствует предъявляемым требованиям к магистерским диссертациям, направлению и профилю подготовки, и заслуживает высокой оценки при условии соответствующей защиты. Рецензент: кандидат социологических наук, доцент департамента государственного администрирования Санкт-Петербургского филиала Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” А.Г. Санина