Рецензия на магистерскую диссертацию Вагиной Ольги Станиславовны по теме: «Взаимодействие ВУЗов и работодателей в процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов» Тема магистерской диссертации Вагиной О.С. является актуальной. В современных условиях вузы выступают своего рода «фабриками» по производству человеческого капитала, готовят специалистов, обладающих компетенциями по разным направлениям профессиональной подготовки. Однако на практике эти компетенции не всегда соответствуют требованиям работодателей. Можно также констатировать, что в действительности существуют реальные противоречия между системой профессионального образования, работодателями и рынком труда. В этой связи необходимо разработать систему, в рамках которой все вышеуказанные стороны будут действовать согласованно. В этом контексте работа Вагиной О.С. является крайне актуальной и востребованной. Среди достоинств данного диссертационного исследования следует отметить, что в работе довольно обстоятельно проанализированы социологические теории М. Вебера, Т. Парсонса, П. Сорокина, Ю. Хабермаса, Н. Лумана, Д. Хоманса, П.Бергера и М.Кастельса, которые составляют теоретико-методологическую базу выпускной квалификационной работы. Анализ данных теорий позволил автору в дальнейшем использовать ключевые понятия, принципы, характеристики и виды социального взаимодействия при проведении эмпирического исследования и включить их в разработку методического инструментария. Заслуживает внимания, проведенный автором анализ основных стратегий взаимодействия между вузами и работодателями в процессе подготовки и трудоустройства молодых специалистов в зарубежных странах (на примере Германии, Норвегии, США, Японии), а также в России. Работа Вагиной О.С. представляет собой теоретико-прикладное исследование. В этой связи следует отметить, что автор провел самостоятельное эмпирическое исследование по теме своей работы на предприятиях IT сферы г. Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в два этапа: глубинное интервью с менеджерами компаний и анкетирование студентов-выпускников СПБГУ. Автором были самостоятельно разработаны программа социологического исследования и методический инструментарий в виде гайда-интервью для опроса экспертов и анкеты для опроса выпускников. При анализе результатов исследования автором были получены данные о специфике взаимодействия трех основных групп субъектов: вузов, работодателей и студентов. Исследование выявило основные проблемы, для решения которых автором были разработаны практические рекомендации по совершенствованию процесса взаимодействия. Отмечая высокий уровень данной магистерской диссертации, нельзя сказать, что она не лишена некоторых недостатков: 1.​ Авторское определение взаимодействия между вузами и работодателями (С.18) представляет собой скорее нормативную, оптимальную модель перспективного сотрудничества названных субъектов, между тем в тексте диссертации она позиционируется как дескриптивная модель, описывающая реальное взаимодействие в исследуемой области. 2.​ В выпускной работе акцентируется внимание на трех основных группах субъектов взаимодействия: работодатели, студенты и вузы. В силу российской специфики, большинство вузов нашей страны государственные и подчиняются Министерству образования и науки, которое определяет перечни профессий и направлений подготовки, по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка; разрабатывает федеральные государственные образовательные стандарты и т.д., а потому нельзя не учитывать в выделенной сети взаимодействий влияние государственной политики в области образования на деятельность вузов, чего не было сделано в данном исследовании. 3.​ В эмпирическом исследовании, проведенном автором, приняли участие только студенты-выпускники СПбГУ, что не может дать достаточно полного впечатления о специфике и тенденциях взаимодействия вузов и работодателей даже на уровне Санкт-Петербурга. Вышеуказанные замечания не снижают теоретической и практической значимости данной работы, которая выполнена с соблюдением установленных требований и заслуживает высокой положительной оценки. Рецензент, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и религиоведения РГПУ им. А.И.Герцена О.Г.Цыплакова