Рецензия на диссертацию на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология основная образовательная программа «Социальная и политическая психология» Замотиной И.А на тему: «Социально-психологические закономерности восприятия интернет-мемов» Диссертационная работа посвящена очень интересному и недостаточно изученному явлению Интерснет-среды- изучению интернет-мема, закономерностей его восприятия. В литературном анализе поражает объем и охват тем, которые рассмотрены. Автор обстоятельно и подробно рассматривает все близкие вопросы к теме- от вопросов коммуникации в целом в психологии, особенностей психологии толпы и до особенностей коммуникации в Интернет-среде. При этом до центрального вопроса- объяснения, что же такое интерет-мемы, автор объясняет только на 50 странице диссертации. Любопытно, как меняется понимание интернет-мема со временем- от понимания его как неких архитипических идей, информации (информационных генов), которые важно передавать от человека к человеку до некого обобщенного сконцентрированного образа, который сам по себе начинает обретать ценность и вызывать некие эмоции. Проведенный обзор отличный, написан хорошим языком, охватывает 63 источника на русском и 24 на английском языке, однако, возможно, немного избыточен. Диссертационная работа велась в несколько этапов. На предварительном этапе автор разработал собственный опросник, который не только прошел валидизацию, но и был переведен на английский язык с учетом требований этнолингвистической эквивалентности. Грамотно выстроены цели и задачи работы, подобраны интересные методы. Особенно интересны открытые вопросы о самих интернет-мемах, их восприятии и понимании участниками исследования, однако результатов данной работы в третьей главе не представлено. Также не очень понятна связь центральной гипотезы с частыми гипотезами- 3-5. Интересны и полученные результаты, описанные в третьей главе. Так, было статистически доказано влияние культуры на восприятие роликов. В работе показана связь культуральных отличий с восприятием интенсивности эмоций, активности и восприятия смысла ролика. Автор доказывает, что вербальная установка не повлияла на восприятие смысла, однако может быть связано с тем, что фраза о месте ролика в чате или рейтинге может установкой и не быть? Чем это она отличается от информирования по не очень значимому, возможно, для человека вопросу? Автор делает некие выводы о связи отношения к ролику с наличием или отсутствием предварительного знакомства с ним. А могут ли такие отличия быть связаны с особенностями респондентов, которые в принципе интересуются такой информацией, ее ищут и смотрят? А другие не интересуются? Данные различия было бы интересно посмотреть по тем переменным, которые автор собрал- это и эмоциональный интеллект и мотив аффилиации и т.д. В целом, все комментарии и вопросы к работе связаны с интересом, который вызвала данная диссертационная работа. Диссертационная работа на соискание степени Магистра психологии Замотиной И.А. выполнена очень тщательно, с учетом всех требований, предъявляемых к диссертационным работам и заслуживает оценки «отлично». к. психол. наук, доцент кафедры социальной психологии И.В.Кузнецова 30.05.2016 Рецензия на магистерскую диссертацию магистранта Замотиной Ирины Андрияновны на тему «Закономерности восприятия интернет-мемов». Выбранная Замотиной И.А. тема исследования представляется актуальной, интересной и недостаточно разработанной в современной психологии. Существует незначительное количество англоязычной литературы, которая бы рассматривала проблематику интернет-мемов, русскоязычной же почти нет. Несмотря на актуальность темы массовых интернет-коммуникаций и вовлеченность в нее огромного количества людей, отдельные ее явления мало изучены. В своей работе Замотина И.А. рассматривает новый для психологии феномен и делает попытку его интерпретации. Структура работы обусловлена ее темой. Автор начинает с теоретического анализа теории общения и коммуникации, определяет используемый категориальный аппарат, рассматривает соотношение и глубину понятий «коммуникация» и «общение», «общение» и «деятельность». Затем подробно рассматривает различные схемы, виды общения, в частности интернет-общения и интернет-культуры. Завершается теоретический обзор анализом понятия «интернет-мем» с выделением его основных характеристик, имеющих значение для данного исследования. Во второй главе автор описывает использованные методы и подробно объясняет, почему были выбраны именно они. Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что было проведено многоэтапное последовательное исследование с применением различных методов. В последней главе И.А. Замотина анализирует полученные результаты и выделяет некоторые закономерности восприятия интернет-мемов, которые могут найти широкое применение, как в научной так и практической сфере. Положительной оценки заслуживает подробный анализ англоязычной литературы, касающейся интернет-коммуникации и особенностей интернет-мемов, а также включение в работу кросс-культурного аспекта оценки рассматриваемого явления. Говоря о недостатках представленной работы, следует упомянуть: 1. Недостаточный теоретический анализ конструктов, использованных в методиках: аффилиация, уровень субъективного контроля и эмоциональный интеллект. Однако автор не связывает полученные результаты с этими характеристиками, что может говорить о намеренности этого действия 2. Некоторая конкретность и робость в интерпретации полученных результатов. Автор опасается делать обобщающие выводы и выделять сами закономерности. 3. В работе есть ряд редакционных погрешностей: ряд опечаток и неточностей и оформлении ссылок и списка использованной литературы В целом, несмотря на отмеченные недостатки, диссертация Замотиной И.А. свидетельствует, что автор обладает навыками самостоятельной аналитической работы, умеет формулировать проблемы и искать их решения, хорошо знаком с существующей литературой по предмету исследования, а соответственно заслуживает присуждения степени магистра. В существующем виде работа заслуживает оценки «отлично». Доктор психологических наук, Профессор кафедры психологии личности, Солдатова Г.В. заместитель заведующего кафедрой психологии личности.