Отзыв научного руководителя о магистерской диссертации Натальи Сергеевны Шехурдиной «Социальные факторы формирования международного туризма», представленной на соискание степени магистра по направлению 39.04.01 «Социология» Магистерская диссертация Натальи Сергеевны Шехурдиной посвящена изучению социальных факторов, влияющих на принятие решений туристами о выборе направления своей поездки. Заботы российских граждан о своем отдыхе, еще вчера казавшиеся обывательскими хлопотами, в условиях изменившейся международно-политической обстановки приобретают совершенно иное значение. Обострение террористической угрозы в Египте, пособничество Турции международному терроризму и уничтожение ее войсками российского бомбардировщика привели не только к росту напряженности в политической сфере, но также сказались и на поведении участников международных отношений, в частности, туристов, для которых Турция или Египет были предпочтительными местами отдыха. Данная работа состоит из трёх глав, первая из которых содержит анализ теоретических подходов к изучению международного туризма как социального феномена. Во второй главе анализируется развитие международного туризма в современной России. В третьей главе отражены результаты эмпирического исследования. Автор работы ставит перед собой четкую и ясную цель ― определить социальные факторы, которыми руководствуются индивиды при выборе направления поездки с целью туризма. Объектом данного исследования являются российские туристы, совершающие поездки в зарубежные страны. Предмет исследования – социальные факторы, которые влияют на принятие решений туристами при выборе ими туристского направления. Автор работы выдвигает и доказывает две основные гипотезы, из которых, как полагает научный руководитель, наиболее последовательно и обоснованно доказана вторая, а именно: «при выборе поездки с целями туризма люди ориентируются на ряд социальных факторов, одни из которых преобладают над другими». В диссертации выделены на основе изучения теоретической литературы по данному вопросу и подробно исследованы следующие факторы: стоимость поездки, информация о направлении, мотивация туриста, доступность транспорта, процедура оформления поездки, климат страны. Одним из важнейших показателей, свидетельствующих об успешном освоении обучающимся магистерской программы, является владение методами социологического исследования. Н. С. Шехурдина демонстрирует в своей диссертации прекрасное владение методологией и техникой исследования. Научный руководитель отмечает органичное сочетание в магистерской диссертации теоретического и практического аспектов исследования. Прекрасно владея стилем и слогом, Н. С. Шехурдина формирует подлинно социологическое понимание туризма, базирующееся на глубокой проработке научной литературы по проблеме диссертации. Автор демонстрирует знание идей и работ и классиков социологии, и современных социологов. Так, рассмотрены взгляды Г. Зиммеля, одного из первых исследователей массовых туристских поездок. Уместно использована концепция габитуса П. Бурдье, объясняющая действия людей, обусловленные их жизненным опытом, социализацией и другими практиками. Ее дополняют идеи Д. Урри о том, что в результате мобильности возникают новые типы различных вкусов между способами передвижения, типами путешественников, местами назначения; то мобильность представляет собой особые поля со своими видами борьбы, вкуса и габитуса. Также применены идеи З. Баумана о четырех фигурах общества постмодерна, Э. Кохена об институционализированных и неинституционализированных туристским ролях, М. Смита о посттуристе, Т.Черняевой о консьюмеризация туризма. Практическое исследование отличается глубокой фундированностью, серьезной программой и профессиональной отработкой методологии. На первом этапе практического исследования автором был осуществлён анализ социально-демографических характеристик участников групп социальной сети «ВКонтакте», посвящённых туризму в Турции и Египте. При этом было задействовано оборудование и программное обеспечение ресурсного центра социологических и Интернет-исследований СПбГУ. На втором этапе исследования проведён опрос в форме анкетирования участников групп. Изложение результатов данного эмпирического исследования свидетельствует о том, что Н. С. Шехурдина обладает компетенциями социолога, она демонстрирует способность самостоятельно организовывать и проводить эмпирическое исследование и грамотно обрабатывать его результаты. Автор работы умело проводит анализ полученных данных, прекрасно объясняет результаты исследования и формулирует убедительные выводы. Диссертация содержит графики и таблицы, которые наглядно подтверждаю полученные результаты. Научный руководитель видит и некоторые недостатки работы, но они, действительно, настолько незначительны, что не снижают высокого уровня исследования. Итогами магистерского исследования, фактически, являются разработка комплексной методики, позволяющей анализировать социальные факторы, влияющие на поведение представителей крупной социальной группы, а также апробация этой методики с использованием дистанционных методов. Таким образом, магистерская диссертация Н. С. Шехурдиной представляет собой самостоятельное научное исследование, проведенное на высоком профессиональном уровне. Научный руководитель считает, что работа заслуживает высокой положительной оценки, а ее автор Н. С. Шехурдина ― присуждения степени магистра по направлению 39.04.01 «Социология». Научный руководитель, кандидат политических наук, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов факультета социологии СПбГУ А. Е. Кутейников