Рецензия на выпускную квалификационную работу магистранта направления «Социология», профиля «Экономическая социология» СПбГУ Б. Ш. Сергеева на тему: «Оценка влияния интернета на потребительские предпочтения пользователя: экономико-социологический подход» Выпускная квалификационная работа Б. Ш. Сергеева посвящена одной из самых актуальных и модных тем в современных социальных исследованиях – изучение влияния интернета и интернет-технологий на социальные и экономические отношения. С автором можно согласиться в том, что именно интернет стремительно становится одним из определяющих факторов социально-экономического развития, в том числе и прежде всего в сфере потребления (с. 3, 22). Его комплексное изучение представителями экономической социологии можно поддержать и приветствовать, поскольку эта отрасль социологии обладает собственным видением необходимости исследования факторов развития современного общества. Диссертационное исследование Б. Ш. Сергеева включает две главы, введение, заключение, список использованной литературы и приложение. Структура ВКР обусловлена заявленными по введении задачами. В первой главе автор уделяет много внимания функции и роли интернета в воспроизводстве современного общества. Специально автор анализирует разные теоретические подходы к исследованию интернета в социальных науках, заостряя внимание на сопоставление трех основных подходов к его анализу – технологического, коммуникативного и информационного (с. 20-21). Интересны и рассуждения автора о социальном воспроизводстве и структурном влиянии интернета на социальные коммуникации. Автор исходит из идеи информатизации социальной и экономической жизни российского общества, что оказывает трансформирующее влияние и на процесс потребления (с. 22-37). Вторая глава посвящена непосредственно авторской оценке влияния интернета на потребительские предпочтения россиян. В этой же главе автор излагает результаты собственного эмпирического социологического исследования потребительских предпочтений. Кроме того, в этой части работы автор активно использует данные статистики, различные индикаторы, иллюстрирующие его научный анализ. Много внимания автор справедливо уделяет анализу влиянию интернета на воспроизводство личности в современном обществе (с. 44-63). В заключении автор подводит итоги работы и отвечает на поставленные во введении научные вопросы. Результаты ВКР Б. Ш. Сергеева представляют интерес для современных социологических исследований интернета и социальных коммуникаций. Результаты также можно использовать для экономико-социологических исследований процесса становления информационного общества в России. Содержание ВКР соответствует заявленному названию. Список литературы включает достаточное число необходимых, современных источников по теме исследования, в том числе важных теоретических трудов. Замечания к тексту следующие: 1. Во введении автору следовало бы подробнее расписать основные выводы и достижения исследования; 2. Автору можно было бы порекомендовать активнее использовать критический анализ при описании различных теоретических подходов; 3. Можно задать вопрос: в чем заключается сходство и отличие влияния интернета на потребительские предпочтения в России и, например, странах Западной Европы? Магистерская диссертация Б. Ш. Сергеева отвечает всем требованиям, предъявляемым к ВКР магистров. Автор заслуживает положительной оценки «хорошо». кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» А. В. Бирюкова